Вы здесь

Думаем плохо о человеке - сами повреждаемся (Проповедь 28.06.2020)

понедельник, июня 29, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляем, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня! Сегодня мы слышали Евангелие от Матфея, которое повествует о том, как Господь обращается к ученикам и всем стоящим. Он говорит, что: « Око есть освящение тела и если твое око светло, то и тело твое будет светло, а если твое око темно то и тело твое будет темным». (Мф. 6.22)

Обратите внимание на все нас окружающее. Посмотрите на цветы, находящиеся на полях, посмотрите на птиц небесных - они не сеют, не жнут, не прядут, не заботятся ни о чем, а Господь о них заботится. И Он привел в пример премудрого пророка Соломона, который даже во славе своей не одевался так, как  один из этих цветов. Этим Господь показывает нам, что все внешнее не должно доминировать над нашим умом и нашими чувствами. И так как глаза являются дверью нашей души, то все что входит в наши глаза сквозь призму, т.е. если она оскверненная - значит тело подвержено внутреннему искажению. Но если око светло, если мы смотрим на подобных себе, на Бога, на окружающую среду чистым и светлым взглядом, то, проходя сквозь призму внутреннего, тело наше будет чистым, светлым и жизнерадостным.

И на примере людей, которые достигли чистоты, мы находим, что это действительно так, что они освящают себя: не только то, что касается внешнего, но и то, что касается внутреннего. Они внутри преображаются и тело становится для них тоже святым. Мощи святых угодников Божиих прославлены нетлением потому, что даже тело было освящено. Как это происходит?

Святые отцы учат, чтобы мы соблюдали свое око. И это очень важный аспект внутренней чистоты. Если мы пытаемся, или делаем все возможное, чтобы наши глаза замечали только хорошее - это говорит о том, что механизм нашего тела и души работают правильно. Они изучали и познавали себя настолько совершенно, что понимали, как это работает. Если смотрели, то видели все только светлое и доброе, и через глаза они себя освящали. Вспомним преподобного Серафима Саровского, как он прятал глаза от соблазнов и всякого проходящего рядом старался в этой борьбе внутренней не видеть. Он падал на колени и не поднимал головы до тех пор, пока человек не проходил мимо. Почему такая борьба? Потому что он боролся с плохой мыслью о человеке, чтобы ничто не смогло осквернить его внутреннее даже через глаза.

Поэтому правило поведения повседневной жизни христианина предписывается святыми отцами: чтобы мы при встрече с человеком, если он нас соблазняет, прятали глаза; чтобы мы опускали их вниз, чтобы не проявилась дерзость, чтобы увидев, не подумали о человеке плохо. Кто-то не придаст этому значения, думая: « А кто знает о моем внутреннем? Кто может прочесть мои мысли? Как хочу, так и смотрю. Что хочу думать о человеке, то и думаю. Что думаю, то и говорю». Но получается так, что посмотрев на человека, мы плохо подумали. А подумав плохо, сделали плохо и тем самым осквернили свое тело. А этот механизм и не может работать иначе. Если через глаза мы производим в себе мысль и эмоции, а потом поступки, то иначе он работать не может. И что бы мы в своей жизни не придумали, как бы мы это не объяснили и по своему не использовали - все равно оно идет к этому устройству, Богом данному.

Я знаю, что мы привыкли ничему внутреннему не придавать особого значения. И это, действительно, так, потому что внешнее доминирует над внутренним. К примеру, мы видим человека и если кто-то о нем сказал хорошее - мы тоже пытаемся ухватиться за эту мысль, пусть даже и чужого человека. Мы тоже производим добрую мысль о нем и все хорошо. У вас появляются положительные эмоции. Кто-то сказал, что это замечательный человек, благородной души, и мы смотрим на него испытующе, смотрим и производим мысль: « Ну да, действительно? красивый лицом человек, одевается опрятно, говорит осторожно и взвешенно» И мы производим добрую эмоцию и в отношении этого человека работает чувство. В нас возникает доброе расположение к нему и нам хочется сделать ему добро, какой-то жест уважения. Мы можем поздороваться, улыбнуться, склонить голову и тоже вслед сказать какое-то доброе слово о человеке. Но есть и другой пример. Вдруг об этом же человеке сказали плохо: « Да он обманщик, лицемер! Вот смотрите на его внешность - она обманчива. Он вообще человек жадный и самолюбивый» И вот мы, в очередной раз, встретив его, думаем: « Неужели он жадный человек?» И пытаемся изыскать глазами эту червоточину, потому что-то кто-то сказал о человеке плохо.

Когда мы хватаемся за эту мысль, как вы думаете, что происходит в нашем теле? Внутри происходит химический процесс и возникает раздражение. Это действительно, уже на физическом уровне, у нас возникает отрицательная эмоция. Причем она очень грубая, жестокая, отравляющая и нас, и самого человека, на которого мы так смотрим. Мы пытаемся усмотреть в нем что-то плохое и, следом, происходит уже обратное действие. Мы можем отвернуть от него свое лицо, посмотреть недобрым взглядом, сказать грубое слово и уйти с болью в душе и оскверненным телом. Потому что тот внутренний «я», который произвелся от мыслей и от эмоций, думаете, исчез или пошел за этим человеком? Нет. Он остался внутри, он отравляет и ожесточает сердце, он делает его грубым, черствым и жестоким.

Если мы приобретем такой навык, смотреть на червоточину в других людях, потому что кто-то что-то сказал, то мы сами становимся носителями этого зла, оскверняем тело и тем самым сокращаем дни своей жизни. Тело становится больным и патологичным. В нем происходят необратимые процессы. Когда мы, пройдя какую-то часть своей жизни, обернемся назад, то увидим, что наша жизнь - это сплошная боль и страдание. Мы эту боль вынашиваем изо дня в день, думая об этом и переживая. Уже вроде как и раздражитель исчез, а мы все болеем, все переживаем, все страдаем. Вот сказали нам какое-то неприятное слово, а мы начинаем думать: «Почему я не сказал в ответ более обидного слова? Как же так я отпустил этого человека? Ведь он же заслуживает еще большего! Надо было ему больше навредить! Уколоть, сказать что-нибудь такое, чтобы он запомнил это навсегда!» Вы можете себе представить, сколько надо сил, энергии и времени, чтобы это все обдумать, внутри пережить, выработать этот яд, эту химию внутри себя, отравить свое тело. Времени не хватит ни днем, ни ночью. Даже спать ложишься с мыслями и переживаниями о том, что произвел на протяжении дня.

Вот о чем предупреждает нас Христос и в чем опасность. И в нашей воле думать хорошо или плохо. Мы часто думаем, что нас кто-то заставил. И человек начинает винить демона, как это у нас принято говорить: « Эх, бес попутал! Это вот демон будоражит мое воображение и поэтому я позволил себе такую грубость. Я тут вообще не виноват. Ну да, грешный человек, каюсь, пришел, попросил прощения на исповеди. Но ничего не изменилось». Так ничего и не изменится, если мы не будем вырабатывать в себе навык смотреть на человека и думать о нем хорошо, производить в себе добрую мысль и чувство, а потом соответствующие поступки. Иначе этот механизм не работает. Так Господь все устроил. Один орган может решить все. И если вы так падки ко злу и уже перестали видеть всякое доброе в человеке, то, действительно, прячьте свои взгляды, смотрите в землю, но не оскверняйте свою душу и тело глазами.

Есть другая сторона жизни. Мы печемся о земном, внешнем, и это опять начинает доминировать над внутренним. Нам нужно подумать, что поесть, во что одеться и все это, вроде как, справедливо и уместно, но мы позволяем нашему вот этому грубому попечению внедриться в нашу внутреннюю жизнь. Если человек встает с мыслью и переживаниями о чем-то или о ком-то - это говорит о том, что у него какая-то есть серьезная проблема. Он сам позволил и допустил, чтобы мысль вдруг вгрызлась в часть его души и не оставляла ее в покое. Мы решили приобрести что-то важное для себя, и нам кажется это первостепенным. Но задумайтесь, насколько это действительно важно, и нужно ли все наши мысли и чувства направлять именно на это. Ведь правда в том, что жизнь очень коротка. Если мы позволим себе долгие часы и минуты посвящать чему-то неважному, знайте, что мы напрасно проживем свою жизнь. Нам кажется, что времени достаточно, но это неправда. Этого времени уже не будет. Вы это время уже упустили.

Если мы действительно хотим сделать что-то важное в своей жизни, то мы должны постараться, чтобы наша мысль и наши чувства заботились больше о внутреннем, а не о внешнем. Может эти слова покажутся вам непонятными? Что такое это внутреннее? О чем таком мы должны заботиться? Это что - душа, дух или может это наши органы тела, сердце, почки? Внутреннее – это то, к чему мы стремимся. Познать глубину своей души, увидеть Бога, мы можем только сквозь свое внутреннее. Посмотрите, сколько людей внешнего порядка пытается в своей жизни поставить все по-своему: контролировать мысль, чувство, проводить духовную жизнь, соблюдать обрядовую сторону. И теряют время! Проходит какая-то большая часть времени длиною в несколько десятилетий, и человек осмотрелся. И, оказывается, не туда шел. Хотел смириться - не смирился; хотел стяжать любовь - еще больше обозлился. Все это происходит по той причине, что мы больше заботимся о внешнем, чем о внутреннем.

Мы соблюдаем букву закона. Что нам надо для буквы закона? Прийти в храм, помолиться, вычитать свое молитвенное правило и все. А где же внутренние перемены? Почему святые отцы говорили такие простые слова: ”познай себя и довольно с тебя”. В этих словах мудрость. Мы пытаемся познать все вокруг, но только не самих себя. Мы проводим так называемую ”духовную жизнь”, но понятия не имеем что такое дух. Мы боремся с какими-то там страстями, достигаем каких-то там высот, не победив в себе гордость. Потому что не познали самих себя. Человек все работает и работает над собой, что-то делает, чего-то достигает, а потом падает. А это происходит по одной простой причине - он не стяжал смирение. Даже один раз, подумав свысока о человеке, теряет благодать Божию. Все что он сделал за год - теряет навсегда. Такова наша жизнь.

Все потому, что внутри себя мы не познали глубину каких-то важных, основополагающих вещей, которые должны быть последовательны. Познал самого себя, познал, что ты человек, что ты имеешь человеческую природу, как работает этот внутренний механизм. И когда ты уже научился управлять собою - только тогда ты поднимаешься на какую-то высоту. А мы похожи на машину без колес. Все двигается, крутится, а машина скребет асфальт. И как вы думаете, далеко мы так уедем? Вот о чем речь. Очень важно для себя понимать, как работает механизм нашей души и тела.

А подсказку дает нам Христос - через глаза. Именно через глаза в нас проникает что-то либо хорошее, либо плохое. В зависимости от того как мы на разные вещи смотрим.

Так давайте смотреть сквозь призму доброго и светлого. И тогда наше тело будет освящаться. Оно будет жить долго, оно будет всегда радостно. Вы будете вставать утром с улыбкой, ложиться с хорошим настроением. Никто и ничто не сможет у вас этого отнять, что бы не случилось. У вас всегда будет хорошее настроение, потому что вы светлы и чисты. И это не свалится с неба и не придет как какой-то особый дар. Господь и так нам много дал, чтобы мы в себе вырабатывали добрые чувства, эмоции и дела. Дело только за нами. Поэтому давайте постараемся сделать все возможное с нашей стороны, чтобы быть чистыми, светлыми и добрыми. Аминь.