Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня, а также с прохождением Рождественского поста. В этот день мы слышали евангельскую притчу о том, что “12.16. у одного богатого человека был хороший урожай в поле;12.17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?12.18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое 12.19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.12.20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?12.21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.” (Лк. 12, 16–21)
Эта притча многому нас учит. В сегодняшнем послании апостола Павла нам есть подсказка о том, чтобы мы были не просто мудрыми, а премудрыми и разумевали, что есть воля Божия и о том, чтобы не поступали как безумные, а как разумные люди. (Еф. 5) О чем это говорит? Если смотреть в этом контексте, то мы должны понимать, что то богатство и те материальные блага, которые нас окружают – нам не принадлежат. Они даны нам на некоторое время, чтобы мы с вами благорассудно ими распорядились. Причем распорядились так, чтобы они помогли войти нам в вечную жизнь.
Что это значит? Вспомните слова Спасителя, когда Он говорит нам: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9). Это, казалось бы, очень странные слова, но они говорят о том, что все блага, которые мы имеем, нам не принадлежат. Если эти блага, которые нам не принадлежат, не использовать для того, чтобы послужить нашим ближним, то получается что, распоряжаясь не своим, мы находим себе другом самого Бога, Который принимая такую жертву, помогает нам войти в вечную жизнь.
Это не просто слова. Это действительно реальный факт, который касается жизни каждого из нас. Ведь мы все чем-то располагаем, и иногда у нас появляется чувство собственничества. В этот круг собственничества мы включаем и наших детей, думая, что именно нам они принадлежат, и еще разные вещи – дома, машины, и т.д. Эти вещи, или люди, которыми мы распоряжаемся, служат только для нас своей собственной целью. То есть, когда мы заботимся только о себе, выстраивая себе комфортные дома и окружая себя только хорошими и удобными людьми. Мы создаем себе такой комфорт жизни, который не столько помогает нам послужить кому-то, сколько растлевает нас самих же. В этом очень большая опасность. Здесь действительно нужна не просто мудрость, а премудрость, чтобы правильно распорядится тем, что у нас есть.
Человек сам по себе хозяин на этой земле. Но он должен научиться правильно этим распорядиться. К примеру, у нас есть какая-то вещь. Она может послужить по-разному. Вот мы построили хороший удобный Божий храм. Представьте, мы построили только для самих себя и поставили ограничения, пуская сюда только исключительно выгодных для себя людей. Мы поставили ворота, и смотрим на входе: полезен нам этот человек, допустим, богат - пускаем; не полезен – иди, поищи себе другое место. Тогда бы этот храм наполнился бы не столько благодатью Святаго Духа, сколько мерзостью запустения. Так происходит и в наших домах. Этого гостя мы принимаем, потому что он нам выгоден. А этого гостя мы не пустим в дом, потому что он нам не полезен. Получается, что мы лишаем себя возможности послужить своим ближним.
Вы знаете, я иногда понимаю Бога, когда Он стыдится, глядя на нас. Мне порой бывает стыдно за некоторых из нас, что мы, христиане, позволяем себе иногда такие вещи, которые просто не входят в сознание христианина. Мы можем обидеть человека только потому, что мы находим справедливым, поступить именно так: “Вот я так считаю, мне так показалось, я собственник, и я решил, что вот этому человеку я должен сделать замечание”. И вот сделал такое замечание, что человек развернулся, уехал, ушел с болью в душе и сердце. Честно говоря, больно на такие вещи смотреть. А мы считаем это нормальным. Мы же тут хозяева на земле. Получается, что служим только для самих себя, а не для ближних. Поэтому если мы хотим, чтобы все блага, которые присутствуют в нашей жизни, были с оттенком вечности, то они должны быть направлены на то, чтобы послужить человеку. Есть храм Божий, чтобы как можно больше людей приходило сюда для молитвы – значит есть польза в этом Божьем доме. Есть какой-нибудь автомобиль, то он тоже должен послужить ближним, а не только самому себе. Тогда он тоже послужит нам на пользу. Вот хотя бы таким мерилом мы должны взвешивать, что полезно, что не полезно.
Если вы уже испытываете чувство собственничества, то помните, что это вам не принадлежит и что это дано на время, для того, чтобы оно послужило исключительно на пользу другому человеку. Тогда Господь нас не осудит и не назовет безумными. Тогда нам будет просто узнавать волю Божию. В каждом действии, явлении и событии мы будем ее явно усматривать. Нам будет так просто! Вот посмотрите, ведь действительно нет никакой путаницы. У меня есть какая-то вещь, но она не служит ближнему – значит, она мне не нужна. А если вещь служит ближнему – значит, она мне нужна. Не нужно запутываться. Все становится просто. Принимайте это как волю Божию и служите ближним. Поэтому давайте становиться более рассудительными и смотреть на все вещи, которыми мы располагаем, мудро, чтобы нам войти в Царство Небесное и в радость Господа своего. Аминь.