Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Вспоминаются слова песни «С чего начинается река». Это напоминает нам источник помыслов, которые потом формируются в огромное море житейских попечений, мыслей, переживаний. Казалось бы, откуда это все берется!
Сегодня, читая Евангельское повествование, мы также вспоминаем события, когда Господь, переправляясь через Галилейское море по воде, увидел лодку учеников. А ученики в свою очередь, находясь в лодке, увидели чудо: была буря, волнение на море и они увидели идущего по водам Христа. Они испугались, что это призрак, закричали. Но, когда Христос подошел и сказал: «Не бойтесь, это Я», то, видя Христа, апостол Петр своим дерзновением, присущим ему как человеку сказал: «Повели и мне идти по водам». Петр встал и пошел, он увидел ветер сильный, испугался и потому стал тонуть. И стал взывать к Богу с мольбою о его спасении. Господь обличил его в неверии, говоря, что тот усомнился.
Это Евангельское событие мне напоминает нас, утопающих в житейском попечении наших помыслов, а порой не просто в море, а в целом океане, с которым мы справиться не можем. В этих мыслях мы порой погибаем, не находя помощи. Опять же это случается по причине того, что в нас происходит внутри маловерие, сомнение. Мы колеблемся, забывая о том, что Бог находится рядом, что Он, подобно нам, прошел это житейское море как Богочеловек и знает, как пройти этот путь. Очень часто возникают противоречия в нашей жизни. Одна сторона нашей души говорит, что надо творить добро, соблюдать заповеди Божии, надо бороться с грехами, страстями, а другая половина противоречит ей, говоря, что придет время, не переживай и не столько помогает человеку, сколько притупляет нашу совесть, идет на компромисс с нашей душой и тем самым добивается своей цели. Если возникает такое противоречие, мы должны помнить, что прежде него возникла мысль, то есть это ручеек, из которого начинается все остальное.
Мы мало на это обращаем внимания, не придаем особого значения. Но глядя на святых отцов, мы видим, как они придавали этому смысл, значение и как боролись с этим. Они так боялись потерять благодать Божию, что очень тревожились и внимательно смотрели за каждым движением своего сердца и своей мысли. Тем самым, как мы видим, в поступках своих они достигали той цели, ради которой Господь их призвал, призвал к свершению заповедей Божиих, наследию вечных благ. Мы не сможем с вами наследовать вечных благ, если не будем обращать внимания на эти важные вещи. Из мысли проистекает все остальное и дело, и слово. Если мы думаем, что мысль пройдет мимо, не оставит следа и никто об этом не узнает, то мы глубоко ошибаемся. Мы будем отвечать перед Богом за каждую мысль, слово и поступок. Вернее, за мысль будем отвечать так, как отвечали бы за слово или за поступок. Господь сам говорит, что если ты прелюбодействуешь в сердце своем, то есть, если ты думаешь о человеке развратно, то ты уже прелюбодействуешь. Тоже самое происходит и в человеке. Бог знает наши тайны души, движение наших сердец и помыслов, знает, что происходит в нашей душе. Мы глубоко ошибаемся, когда смотрим на человека по внешнему виду и определяем его статус, качества как человека. Мы не можем видеть мысли и потому очень часто ошибаемся в людях. А Господь Всеведущ, Он знает тайну нашей души и потому всегда судит справедливо. Если мы сегодня несем скорбь, то причина этому беспечность наших помыслов, беспечность наших сердец. Если же мы дальше будем продолжать в таком же духе, то ничего хорошего не достигнем, одно только беспокойство, внутренние переживания.
Этому свидетельство очень многие людей, которые заканчивают свою жизнь в злобе, мучении. Казалось бы, надо было думать о вечности и не скорую вызывать, а священника в минуту отшествия к Богу. А человек беспокоится, пишет какие-то завещания в отношении своих близких, заботится о материальном, думая, что если он не позаботится, то никто об этом не позаботится. И в эти последние минуты он посвящает не Богу и своей душе, а опять же каким-то своим внутренним переживаниям. Важно, какой конец в жизни человека, а не начало. Если так случится, что, будучи верующими людьми, которые призваны Богом к наследию вечных благ, люди, которые уже живут на земле, как будто в Небесном Царстве, то очень важно обратить внимание на конец жизни. Может так случится, что мы тоже где-то будем в своих сердцах озлоблены, ожесточены и думать не о том, о чем следует. Если мы сегодня об этом не беспокоимся, значит, тогда наверняка не будем готовы к тому, чтобы воссоединиться с Богом и Отцом. Святые отцы, когда рассуждали на эту тему, часто говорили, что человек живя на земле, должен думать, как будто он живет в этом житейском море, да в корабле горящем. Вот, представьте себе, горит корабль, человек спасаясь от огня, берет самое необходимое и бросается в воду, чтобы сберечь свою жизнь. Обратите внимание на этот образ. Так и мы должны настраивать свою души, чтобы довольствоваться малым, чтобы сохранить вечную жизнь. Вот это правильное настроение души человека. И тем самым, пусть даже из-за страха потери вечных благ, все же человек следует принципам вечной жизни. И наоборот, если он хватается за самое тяжелое в этом мире, самое дорогое его сердцу, то утопает вместе со своим сокровищем земным. Все это говорю я к тому, чтобы мы были очень внимательны к своей душе, особенно к своим мыслям. Это настолько важно, что порой решает судьбу человека. Казалось бы, что такое мысль, прошла и забыли про нее. Даже мысль оставляет след в нашей душе, если мы ее принимаем, услаждаемся и хотим, чтобы она вновь пришла. И потом начинается наше падение греховное, потом переживание, уныние, отчаяние, человек теряет жизнь здесь на земле и на небе. Будем же думать о том, кто мы, кому мы принадлежим и пусть наша мысль заботится о том, чтобы угодить Богу, а не человекам или чему-то земному. Господь говорит: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). Вот и задайте вопрос, кому принадлежит Ваше сердце и кому Вы служите! Аминь!