Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры с праздником Входа Господня в Иерусалим. Этот праздник торжественный, но несёт в себе и трагичность. Из истории евангельской мы помним, что Господь воссел на ослёнка и въехал в Иерусалим. Все, встречающие Его, клали пальмовые ветви и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне», другими словами «Спасение во имя Господне» (Ин. 12:13). Слова народа были торжественными, но в то же самое время недостаточно осмысленными. И здесь происходит эта трагическая несуразность. Восприняв Христа за Мессию, они предполагали, что это будет лидер, что это будет сильный человек, который освободит их от римского рабства. Спасёт их от оккупации и сделается царём над всем миром. Но такие надежды не оправдались, потому что Христос пришёл в этот мир по другому случаю. Он пришёл ради любви к роду человеческому. Люди того времени не могли в себя вместить, что Человек пришёл ради любви. И любовь должна была победить зло в этом мире через искупительную Жертву Сына Божьего на Кресте.
Больно осознавать и понимать, что на сегодняшний день некоторые люди так и не смогли осмыслить значение Христа в своей жизни. Мы подобны евреям. В один из дней говорим: «Слава тебе, Боже», а в другие дни мы ропщем на Бога, ропщем на человека и даже порой проклинаем судьбу, а значит и Провидение Божие, Промысел Божий о человеке. Посмотрите, какая и в нашей жизни происходит несуразность и непонимание, что жизнь человека должна быть христоцентричной, то есть всё должно быть во имя Христа. Всё, что мы с вами делаем, тот труд, который мы сегодня понесли и прошлые дни, и годы своей жизни – мы делаем всё это ради Христа. Если мы это делали не ради Христа, если мы это делали только ради самих себя, то мы до сих пор не можем осознать значение Мессии, Который пришёл две тысячи лет назад.
Есть слова, которые Господь вещает тем людям, которые не восприняли Его: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Вот эта пустыня в душе человека, которую он ощущает, может быть заполнена только Богом, никто и ничто её не может заполнить. Мы пытаемся черпать это в семейной жизни, через родственные отношения, рожаем детей в надежде, что жизнь наполняется, наконец-то. Есть ради кого жить – ради детей, ради семьи, да? Есть же понятие такое для светского, мирского, человека: надо родить детей, построить дом и заложить сад, если всё это есть – он выполнил свою миссию в жизни. Это по-человечески.
А по Божественному Промыслу о жизни человека мы должны, подобно Христу, жить ради любви. Не ради малого круга людей, а расширять этот круг. Не только брать во внимание близких людей, но и тех дальних, которых мы мало знаем, которые, казалось бы, особого не имеют для нас значения. Во имя Христа, мы должны их воспринять. Когда приходит момент испытаний, и мы падаем духом, мы тоже должны произносить слова: «Во имя Христа всё терплю, во имя Христа я делаю людям добро, делюсь с ними тем, что у меня есть. Во имя Христа я пришёл в храм. Во имя Христа я подъял труд поста». Даже сейчас, постившись ради других целей, просто гастрономически, как диету соблюсти – это не имеет значения. Потом, проходит время, и вы заметите, что дом остаётся пуст. Потому что так и не поняли, так и не сделали то, что должны были сделать во имя Христа. В моём понимании, во имя Христа жить – это делать всё ради Него и для Него. Задумайтесь хотя бы на минутку, что мы сделали во имя Христа? Мы же создавали семью не во имя Христа, а ради себя. Мы даже к Богу приходим в церковь и выстраиваем коммерческие отношения: ты мне – я тебе. «Я Тебе, Господи, – пост, молитву, коленопреклонную, а Ты мне – дай». Понимаете, какие отношения у нас выстраиваются с Богом? Деловые! Так кто для нас Христос? Это что-то такое далёкое и недостижимое или близкое, родное, ради которого человек посвящает жизнь?
Вы знаете, люди, которые делают всё ради Христа имеют другие семьи, у них совершенно другое воспитание детей. Потому что у них сознание по-другому работает. Он воспитывает человека подобно Христу, потому что делает это во имя Христа. А мы воспитываем своих детей похожими на кого? На самих себя. Когда ребёнок в радости, готов скакать и прыгать, мы его ругаем, ставим его на место: «Держи себя в руках. Что это такое?». И выравниваем всех под одну модель поведения: «Все должны быть как все. Ты будь как все, и тогда всё будет хорошо». Не нужно выравнивать, если жизнь бьёт ключом в сердце ребёнка, пусть она бьёт. И пусть эта жизнь напоминает о жизни Христа. Воспитывайте их так, как бы воспитала Божия Матерь Своего Богомладенца: в трудолюбии, в боголюбии, в послушании, в терпении, в смирении. Чтобы люди уже с самого детства скромно о себе думали. Понимаете?
А то мы, ребёнок заболел, сразу лобызаем: «Миленький, бедненький, несчастненький» и провоцируем его на симуляцию. Как хорошо болеть: «миленький, бедненький», витаминчики, тортики, йогуртики и так далее. А тут наоборот, надо показать, что болезнь – это средство достижения терпения, смирения, что надо потрудиться, пострадать ради Христа, как Он страдал, а не создавать такие условия.
У нас даже в больницах сейчас люди живут с таким комфортом, что уходить не хочется, болел бы и болел. Не работаешь, тебя кормят, лечат, и всё бесплатно. Есть мусульманские, правда, храмы, где несчастных людей, которые теряют, так сказать, духовное равновесие, приводят в храм и приковывают цепями пока он не поправится. Вы знаете, быстро поправляются – не нравится такое положение вещей. Я не хочу сказать, что мы сейчас будем в храме приковывать людей. А к тому, что, если мы выстраиваем свою жизнь, то её должны построить так, чтобы она была похожа на жизнь Христа. И тогда мы не только заполняем дом своей души, наша душа становится храмом Святого Духа. Тогда уже с самого начала жизнь протекает иначе. И плоды трудов наших совершенно другие.
Задумайтесь, мы прошли с вами пост, а что изменилось? Мы же трудились, молились, пытались в себе что-то воспитать, взять что-то под контроль, научиться себя организовывать, научиться дисциплине, да? Что изменилось с тех пор? Неужели вы думаете, что должно произойти какое-то чудо, солнце вдруг, раз, взошло и мы все изменились, одноминутно? Всё изменилось, всё просветилось, и мы стали благодатными, чистенькими, беленькими, пушистенькими, и всё стало вдруг хорошо. Вот это «хорошо» может быть только в тех случаях, если мы с вами потрудимся, если понесём, хотя бы малый труд. Нас порой пугают эти труды в жизни христианской: «Ой, это же надо так много бороться, со страстями». А на самом деле, если человек сделал хотя бы один шаг – все последующие, уже Господь несёт на руках, видя немощь человека. Всё, в основном, делает Христос. На один процент делаем мы, в этом наше выражается произволение, а на 99 процентов делает за нас Христос. Поэтому Он и говорит, что: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5).
Я призываю вас всех, когда мы переходим на Страстную седмицу, обратиться мыслью ко Христу, пройти вместе с Ним этот путь, сопереживая Ему. Что Господь чувствовал в тот момент, когда входил в Иерусалим, в сегодняшний день? Вы думаете, Ему нужна была эта слава? Так Он бежал от людей, чтобы они Его не прославляли и запрещал говорить даже о чудесах, которые творил, удерживал их, чтобы молва в народе не пошла, чтобы не восприняли Его не так, как Он хотел. Что Он испытывал? У Него уже было чувство тревоги. По предведению Своему Он знал, что через неделю должен будет взойти на крест. Даже понимать тяжело, что человек, который сегодня восторгается – через неделю будет кричать «Распни!», по безумию своему.
И чтобы сопереживать Христу, мы должны часто ставить себя на Его место: что Он чувствовал, что Он переживал? Тогда мы будем жить, как Христос, сопереживая Ему. Тогда нам будет близка боль другого человека, она будет нашей. Потому что так же Христос воспринимает чужую боль на Себя. Тогда мы можем назваться христианами, потому что и в мыслях, и в чувствах, и в поступках мы будем жить, как Христос и делать всё это ради Него и во имя Его. Качество жизни будет совершенно другое.
Поэтому пусть сегодняшний день будет таким как никогда в нашей жизни, церковной жизни. Попробуем хотя бы на пять минут уединиться и подумать о смысле этого праздника, о значении Христа в нашей жизни. Этого уже будет достаточно, чтобы внутри произошли перемены. Значит пост прошёл не мимо нас, а мы сопереживали вместе с Богом, и это изменило хоть что-то в нашем сознании. Аминь.