Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня, а также с третей седмицей Великого поста. С Божией помощью мы преодолеваем это духовное поприще в надежде, что пост принесёт нам пользу для души и тела.
Святая Православная Церковь рассматривает пост как средство духовного очищения, духовного просвещения. Она предписывает и требует от человека мистического отношения. Не просто соблюдения правил церковной жизни, не просто соблюдения обрядов благочестивой жизни христианина. А здесь именно преследуется мистический характер. То есть мы должны настроить свою душу так, чтобы почувствовать присутствие Бога, сделать для себя какие-то выводы.
Мы сегодня, отмечая память святителя Григория Паламы, должны сказать, что этот человек был удивительным. Создалось даже целое течение паламистов – людей, которые признавали Фаворский свет в Божественных энергиях через Иисусову молитву. Это, можно сказать, практическая сторона жизни христианина.
А сейчас спросите себя: как часто мы задумываемся о Фаворском свете, о Божественном свете, который должен освящать душу человека изнутри? Как часто мы упражняемся в Иисусовой молитве? Или это что-то от нас далёкое и непостижимое? Даже порой слышишь от священнослужителей, когда говорят: «Иисусова молитва – это очень опасно!». Что значит опасно? Иисусова молитва – это как дыхание Божественное, мы должны им дышать! Мы, люди, находящиеся в Церкви, должны в этом практиковаться.
Как это происходит? Это значит, что наряду со всеми нашими занятиями в течение дня мы должны найти хотя бы пятнадцать-двадцать минут в уединении. Чтобы никто и ничто тебе не мешало войти в такое единение с Богом через Иисусову молитву. Конечно, тут не нужно никакого художества, как это бывает описывается у подвижников благочестия первых веков христианства. Когда человек присаживается, склоняет голову к груди, умом вникает в сердце... Можно и нужно поступать по рекомендации своего духовного отца, как это делать.
Обязанность каждого из нас упражняться, чтобы понять практическую сторону православия, чтобы Фаворский свет был частью нашей души. И когда он, как таковой, проникнет в нашу душу, тогда через наши глаза, через наши поступки, мысли люди увидят свет, свет Христов. Который, действительно, просвещает всех: и нас, и малый круг людей, с которыми мы соприкасаемся дома, в кругу семьи; и большой круг людей, которые нам не безразличны, которые имеют непосредственное отношение к нам. Вот тогда выполняется долг христианина. Мы просвещаемся и готовимся к вечности, чтобы вечно славословить Бога и вечно пребывать в этом Божественном свете. А здесь мы готовимся. Вот представьте себе: человек постоянно находится во тьме, а потом, раз, переступил порог вечности – ему свет в глаза, а он терпеть его не может. Потому что привык жить во тьме, не может понять, что это такое. Чтобы наше присутствие было в потустороннем мире возможным, чтобы мы слились с этим Божественным светом, мы сейчас себя должны к этому подготовить. Мы уже должны носить в своих сердцах этот свет. И тогда у нас будет вечность в блаженном состоянии. А сейчас мы должны, конечно, положить немало усилий, чтобы в этом практиковаться.
Это даже не назовёшь духовным деланием. Сейчас речь идёт об упражнении. То есть человек находит время, проявляет мужество, чтобы отклонить все остальные дела и найти в себе решительность заняться пятнадцать-двадцать минут делом, таким, вспоминая о Боге. И это может послужить дальнейшему духовному освящению. Это первая ступень. Уже вторая и третья, когда человек духовно просвещается, начинает духовную жизнь. Это лествица, по которой мы должны ступать. И тогда будет возможно избавление от страстей. Мы же всё время ждём, как будто чудо должно произойти. Мы пришли на исповедь, пришли к причастию: «Вот должно произойти чудо, что-то должно произойти». Не будет никаких перемен без нашего участия. Господь слышит, Господь утешает нас на исповеди и укрепляет наши силы в Святом Причастии, но мы же со своей стороны должны тоже что-то сделать. С нашей стороны это и есть протянутая рука в молитве к Богу. И тогда Господь помогает человеку в этом духовном восхождении.
Избавился от страстей, тогда можно поговорить о каких-то важных духовных вещах: о любви, о христианском смирении и терпении. Но без начальной ступени – покаяния, покаяния в молитве, через упражнение в Иисусовой молитве, мы к этому никогда не подойдём, к этим высотам духовной жизни. Для нас святые отцы так и будут представляться издалека: «Ой, это невозможно. Да, люди были, они жили, они были святыми. А мы люди грешные, мы не можем себе этого позволить. Мы живём в современном мире, где святость невозможна». Это самообман, я бы даже назвал, богохульство. Потому что Господь, по словам Священного Писания, «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). А значит, Его Божественная сила, через этот Фаворский свет, может быть в нас. Он тот же, что и в прошлых веках, он ничем не отличается, он не умаляется со временем. И наши сосуды души способны его воспринять.
Всё, что нам нужно, это захотеть. Мы хотим жить в свете? Значит, должны сделать какое-то усилие. Найти пятнадцать-двадцать минут. Я не говорю о утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день – это форма, это необходимость, духовный минимум для того, чтобы хоть как-то свою душу орошать благодатью Святого Духа. Я говорю о том времени и о том состоянии, когда мы уже не придерживаемся никаких форм. Когда для нас не имеет значения ни время, ни пространство. Человек уединился – и забыл обо всём. Скажите, это возможно? Возможно, нам надо этого захотеть! Поэтому, когда мы приезжаем в монастыри – это нам служит некоторым напоминанием. Мы говорим: «Ой, как здесь хорошо, спокойно». Но, поверьте мне, этот покой приобретается посредством молитвы. Вы находитесь в этой духовной, так сказать, сфере и приобщаетесь к этому Божественному свету. Но дома свои, квартиры вы можете сделать такими же монашескими келиями, хотя бы на пятнадцать-двадцать минут. Понимаете? И вы будете испытывать такое же состояние, какое испытываем мы здесь. Мы говорим: «Монастыри – особое место присутствия Бога». Особое место присутствия Бога – везде и в ваших домах. Может быть, там, где сложнее, там, где больнее, Господь особенным образом присутствует, потому что мы требуем к себе какого-то утешения. Господь рядом с такой душой всегда. И мы можем всегда на Него рассчитывать.
Сейчас благоприятное время в том, чтобы молиться Богу – пост идёт. Уже и физически мы пытаемся отстраниться от сластолюбия, от чревоугодия; и духовно присоединяемся к Богу. Используйте это время. Это время драгоценное. И этот опыт, который получите в святом посту, вы должны перенести потом на оставшуюся жизнь. Это не значит, что «Вот будем молиться, пока постимся, а потом уже, как придётся». Нет, мы должны упражняться в этом постоянно. И тогда вы сможете передать этот опыт своим детям. Будет, что сказать, а сейчас, пока, сказать-то нечего. Сейчас, только одна форма, и мы должны от неё хоть как-то отступать.
Многие из нас приходят и говорят: «Внутренняя пустота, отсутствие радости». Да где ж ей быть, если живём мы во тьме! Если мы редко произносим имя Божие, а если произносим, то только в исключительных случаях, когда плохо становится, так плохо, что пришёл, упал и сказал «Господи, помилуй», и всё. Да, Господь и такую молитву примет. Но мы же хотим созидаться, значит должны сделать хотя бы малое. А если кто найдёт в себе силы и мужество найти и полчаса времени для своей души – считайте, что это в миру уже подвиг. Считайте, что это подвиг. Аминь.