Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы из Священного Писания, читаемого во время Божественной Литургии, услышали одну истину, которая говорит нам о том, что Бог повелевает и жизнью, и смертью. Все находится в Его единственных руках. Об этом свидетельствует и истории о воскрешение дочери Иаира, и об исцелении вдовы, которая 13 лет страдала кровотечением и т. д. Все эти истории говорят о том, что Бог повелевает всем. Почему это очень важно для нас знать? Ведь неслучайно Господь открывает это для нас, хотя об этом можно было и умолчать. Многие вещи для нас понятны и убедительны, но, тем не менее, Господь через какие-то события и явления подчеркивает для нас, что Он повелитель и жизни, и смерти.
Как только человек родился, то сразу же в это мгновение, он приближается к неминуемой смерти. И мы это видим. Даже во взрослении и формировании человека как личности все равно виден его путь к смерти. Спорить не будете? Ведь человек так устроен по своей физиологической природе, что он должен умереть для того, чтобы ожить. Это как семя, попадая в землю, дает росток. Но прежде этого оно должно умереть. То же самое происходит и у нас с вами. Когда мы через свой жизненный путь идем навстречу смерти, мы должны понимать, что на этом пути принимает участие не только Бог, но и сам человек. Наш выбор и наши решения, которые мы принимаем каждый день, могут нас приближать или отдалять от смерти. Некоторые люди для того, чтобы себя оправдать, говорят, что на все воля Божия, и мы все равно все умрем. И тогда человек не бережет свое здоровье, думая, что смертный исход все равно неизбежен. А ведь это драгоценный дар от Бога…
В современном мире появилась группа людей, которые плюют на все стороны. Это говорит о том, что он приближает себя к смерти сам. Он ускоряет те процессы, которые в нем работают. Это видно на примере многих людей. Мы встречаем пожилого человека и видим, что благодаря тому, что он живет правильно, что он заботиться о своей душе и теле, его жизнь становится прекрасной и это отражается даже на его лице. У него меньше морщин, на нем меньше проявляется отпечаток смерти. Нам кажется это мелочью. Но, ведь когда человек злится, у него сморщивается лицо и потом, после приступа злости, само по себе физиологически расправляется. Но, некоторые так часто предаются злобе, что лицо в этой гримасе застывает, и на нем отпечатывается маска боли и внутреннего переживания. Он свыкается с этой гримасой и живет с этим изо дня в день. То есть его внутренние переживания отражаются на его физиологии: на лице, на коже, на глазах, на работе всех органов и всей физиологической системе организма.
Нам кажется, что какое-то событие в нашей жизни происходит случайно. Допустим, если бы какой-то человек не попался на моем пути, я бы тогда не огорчился, я бы не стал его осуждать. А если бы не осудил, тогда бы не обозлился и не возненавидел бы этого человека. Значит, был виноват этот человек, который случайно попался на моем пути. Но, поймите правильно, что, когда человек живет законами вот этого случая, который иногда называют “законом подлости”, чаще всего этот закон человек придумывает сам себе, чтобы оправдать в себе какие-то несуразные поступки и свое искаженное состояние души. У него нет порядка, у него нет покоя, у него все получается спонтанно. Любые события жизни становятся делом случая, и у этого человека отсутствует духовная закономерность. Поэтому я и говорю сейчас не о законах случая, а о физиологических и духовных законах, которые помогают человеку, сохраняя здоровье, продлить его жизнь, и радость, и вечную жизнь встретить уже здесь на земле.
Ведь вечная жизнь уже здесь! Она не где-то там за порогом смерти, не за порогом старости или усталости от жизни. Мы можем ее чувствовать и входить в эту жизнь в радости. Тогда этот рубеж между жизнью и смертью произойдет как сон. Так почила Пресвятая Богородица. Она заснула и перешла в вечную жизнь. Можно сказать, что от страданий мы переходим в блаженство. Но, это отчасти. Ведь те, которые сейчас сопереживают нам на небе, это и Божия Матерь и святые, которые принимают участие в нашей жизни, тоже страдают за нас и вместе с нами. Но они страдают не состоянием нашего страдания, при несении нами креста. Они страдают, находясь в блаженстве, и помогают нам перенести эту душевную боль. О чем это говорит? О том, что мы тоже, как они, можем, находясь в состоянии блаженства, уже сейчас, находясь в вечности, переживать и о себе и о других людях. А это не то страдание, которое отнимает у человека здоровье. Оно, наоборот, дает ему интенсивную чувствительность. Вот, допустим, бывает человек грубого устроения, как “слон ”. И от него ничего не добиться, потому что он совершенно безучастный и холодный. Так вот Господь так устраивает человека духовно и телесно, чтобы он был чутким. Снимите с себя часть кожи, и вы почувствуете не только болезненность, но и чувствительность. Господь намеренно делает так, чтобы мы стали чувствительными ко всему происходящему, но, без потери жизни, без сокращения наших дней.
Поэтому, смело можно сказать, что и жизнь, и смерть, не только в Божиих руках, но и в руках самого человека. Мы можем ускорить эти процессы, а можем их приостановить и продлить, и перейти от одной жизни к другой безболезненно. И выбор остается за нами. Некоторые это поймут либо сейчас, либо после смерти. Как вам самим понравиться. Хотите, можете понять эту истину, перейдя в вечность. А можете понять ее сейчас и совместить и блаженство, и страдания, и чувствительность, и интенсивность этого восприятия всего происходящего. Это зависит от вашего выбора. Выбор за вами. Поэтому себя и каждого из вас призываю к тому, чтобы мы помнили о том, что в Божиих и в наших руках жизнь и смерть, наше здоровье и продолжительность нашей жизни. Каждому из вас желаю долгой и счастливой жизни с Богом, который поможет вам войти в райские селения. С праздником! Аминь.