Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня. Сегодня, читая Евангельское повествование, мы слышали слова Спасителя о любви, что мы должны Бога полюбить всем сердцем своим, всею душею, всем помышлением и ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:37-39).
Очень часто возникает такой вопрос среди нас: что же такое настоящая любовь? Все народы слагают песни, стихи и прозу о любви. И этому очень много посвящается времени и места в нашей литературе, но тем не менее на этот вопрос более полно и исчерпывающе может дать только Православная Церковь. Почему?
Любовь – это область таинственного, область духа, потому что любовь есть Сам Бог (1 Ин. 4:16). И не случайно Господь упоминает о том, что мы должны Бога полюбить и всем сердцем, и всею душею, и всею мыслею. Это касается той области духа, которая невидима, но которая реальна.
Почему святые отцы учат, что любовь достижима только в том случае, если человек проводит духовную жизнь? То есть у нас на жизненном пути много задач, которые мы ставим перед собой: и смириться, и научиться терпению, в том числе и любви, победить в себе какие-то страсти. Так вот любовь – это самая из последних инстанций, то есть, когда человек победил в себе страсти, избавился от всех привязанностей к вещественному материальному миру, окружающему его, и путём духовного опыта, духовных упражнений достигает любви. Эта любовь совершенна. Поскольку человек волей или не волей, особенно православный христианин, сталкивается с этим, то он должен для себя уяснить: каким же путём идти, чтобы достигнуть любви. Мы все об этом мечтаем, правда? Мы все этого хотим, но порой не знаем, что для этого нужно делать.
На примере своём собственном, хочу сказать, я, конечно, не достиг никакой любви, мне тоже очень далеко до её совершенства. Но я для себя уяснил очень важную закономерность, что чем больше мы живём для других людей, тем больше Господь питает наши силы. А в этих силах мы находим пути достижения этой Божественной любви. Казалось бы, что не находишь в себе никаких сил, но как только становишься опять на своё служение, то Господь даёт эти силы, и сам не понимаешь, откуда они берутся. И каждому из нас Господь предоставляет возможность идти вот этим путём-закономерностью и упражняться в деле любви.
У нас очень много привязанностей: больших и малых. И надо признать, что это действительно имеет место в нашей жизни. Мы очень материальны, мы очень вещественны, и поэтому, когда мы говорим о области духовной, она становится для нас непонятной, непостижимой. Да? Вот как можно думать о Боге всегда? Мы можем о Нём вспоминать иногда, когда приходит случай, когда приходит повод, и мы вспоминаем о Боге. А святые так любили Бога, что не могли о Нём не думать. То есть они ходили перед Ним. Вот мы дышим воздухом. Мы не можем им не дышать, потому что само собой разумеется, что человек прекратит свою жизнедеятельность, если он не будет вдыхать в себя кислород. Так и присутствие Бога, мы вдыхаем Им, мы Им живём, и Его присутствие, хотим мы того или не хотим, постоянно. Если человек на это обращает внимание, фокусирует свой духовный взгляд на этом, пытается увидеть Бога, то непостижимое становится для него более, так сказать, духовно-вещественным. Он чувствует Бога, он видит Его духовными глазами, он думает о Нём и думает постоянно. То же самое касается области сердца. Он вымещает оттуда весь мусор, который накопился за годы. Когда появляется там одно единственное сокровище – Господь, он не хочет Его отпускать. Если так случается, что он отпустил Бога в своём сердце – он плачет, он просит, чтобы Он вернулся обратно, потому что душа без Него не может.
Каково наше положение? Мы огрубели своими сердцами. Помыслы у нас рассеиваются на всякого рода земную деятельность. Мы осуетились, приземлились, и мы облизываем сор этой земли. И когда уже сердце и разум, и наша душа принадлежат всему на свете, то, понятно, что места Богу там очень мало. Он может жить в такой душе, Он будет пребывать в таком человеке, но в той мере, чтобы хоть несколько питать человека душевные силы, чтобы он не умер, но продолжал своё существование. Но он так и не познает ни Бога, ни любви, ни каких-то высших благих целей, ради которых стоит жить. Он ограничивается только зоной своей семьи и за пределы этой зоны не выходит. Да, он любит тех, кто рядом, он благотворит тем, кто ему тоже оказывает благодеяния, но Господь такого человека обличает, говоря, что так же и грешники поступают (Лк. 6:32-34).
Тогда чем мы, верующие люди, люди любви, отличаемся от мира, от прочих людей? Ничем, мы такие же, как и они. Если мы действительно хотим полюбить Бога, то мы должны духовно упражняться. Есть эти законы, и мы этими законами должны жить. Вот существуют законы материальные, и как бы мы не хотели, мы вынуждены им подчиняться. И всё вещественное строится на этом законе материальном. Также и закон любви, он тоже требует от нас определённых усилий и духовных упражнений.
Как можно упражняться в любви? У кого есть красивые вещи дорогие, к которым привязана душа – вот, избавляйтесь от них. Да, вы скажете внутри себя: «Так эта же вещь, она мне необходима, я не хочу от неё отказываться», а её надо удалить от себя. Да, пусть будут первые шаги с болью. Потому что от чего мы отрываем? От сердца, сердце привязано к этому. Но если есть эта сердечная привязанность и нам больно, то вы на верном пути. Так и должно быть, мы должны испытывать боль, но, когда мы почувствуем в себе свободу, мы поймём, как важно, чтобы сердце было спокойно, уравновешено, сосредоточено на каких-то важных вещах.
Отчего мы каждый раз оступаемся? Отчего мы грешим? Потому что сердце постоянно в зависимости, у него нет свободы действий. Вот человек осуждает и понять не может: «Как можно не осуждать, ты же видишь откровенное зло, как не заметить это зло». В этом вся и суть, то есть сердце настолько искажено в своём взгляде на эти вещи, что иначе уже и поступить не может. И вот тут надо рвать эти цепи зависимости ко всему материальному. Надо отказываться, как бы это больно ни было. Шаг за шагом человек докажет, что он хочет любить Бога. Я не говорю о том, что он уже полюбил, это уже цель, так сказать, всей его жизни. Ему нужно всю жизнь трудиться, чтобы Бога полюбить, так, как Он хочет этого, так, как нам свойственно Его любить.
Если не можете отказаться от дорогостоящих вещей – отказывайтесь от малых, но которые вам дороги, или отказывайтесь от тех вещей, которых у вас много и без которых вы могли бы обойтись. Бедствие этого мира как раз-таки в нашей комфортабельности, в том, что мы создали себе комфорт, мы к нему привыкаем и, естественно, уже как бы без него и не можем.
У нас в первые годы, когда Крестный ход совершался, мы палатки устанавливали, военные на сто человек, люди приходили сюда и на ночь оставались – ночевали. ночевали как пожилые, так и дети – все, и никто не брезговал. А сейчас уже на 12-13 год почти никто не захотел останавливаться в палатке. Это о чём говорит? Что мы привыкаем к удобствам.
Как наши предки жили? И спали на голой земле, лес их кормил, река их кормила, не было такого понятия, что нужно в гипермаркет идти, чтобы прокормить себя, нет большого магазина – значит не выживешь, это если рядом его нет. А то, что у нас земля есть, то, что мы можем и скотинку какую-то разводить для проживания, то это почти никем не учитывается. Да, надо потрудиться, но опять же, когда мы лишаем сердце своё этого комфорта, человек испытывает удовлетворение, тогда он ощущает вкус хлеба.
Мы же вкус хлеба, уже его сладость потеряли – ну хлеб, как хлеб и начинаем изыски искать: «Ой, тут пряностей не хватает, а там если бы ещё семечек немножко и не хочу чёрный, хочу, чтобы белый, мягонький, чтобы, когда его сжимаешь, он поднимался сам по себе. А лучше всего французский какой-нибудь». Это о чём говорит? Что мы потеряли цену хлеба, мы потеряли его вкус и сладость. Попробуйте сами вырастить хлебушек, посадите пшеничку, вырастите её, смолите, сделайте муку. И сделайте свой настоящий хлеб, пусть даже в печке электрической, не важно, что это не в печи русской. Но когда вы его спечёте, попробуете сами, других угостите, скажете: «Порадуйтесь со мной, я испекла свой хлеб, свой, всё сделала от и до», понимаете? И мы, когда будем его кушать, мы будем чувствовать его сладость. То же касается и всей этой области и физически-материальной, и духовной. Мы опытно должны к этому подходить.
Ещё раз повторюсь, что мы с вами люди любви и должны упражняться в любви. Кто же помогает нам в этом? Вот, рядом стоящий. Есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, даже в нашей деревне. У нас избыток, мы можем спокойно обойтись, а для них это необходимость. Давайте делиться, и тем самым вы будете идти по лестнице духовного совершенства. И в конечном итоге, вы проживёте свою долгую счастливую жизнь, подчеркну, счастливую жизнь, потому что эта борьба даёт счастье и радость. Радость победы, радость торжества над самим собой. Тогда вы скажете: «Господи, я прожил свою жизнь не напрасно, я могу чему-то научить своих детей». И тут уже не нужно никаких слов. Даже если вы будете говорить, то любовь сама подскажет то слово, придаст ему такой вес, что дети и внуки наши запомнят, запомнят раз и навсегда и пойдут той же лестницей духовного восхождения. Но без опыта, без духовных упражнений этого не произойдёт.
Если вы думаете, что уже возраст и поздно – ошибаетесь. Нет у Бога времени, не загоняйте себя в какие-то временные рамки, что это уже невозможно, что это может быть любой другой, но не я. Это неправда – это самообман. Вы всё можете, и время у вас есть. И самое главное, у вас есть причина – вы любите кого-то. Если не ради себя, то сделайте это хотя бы ради ближнего, чтобы можно было чему-то научить. И тогда ваша жизнь в Боге и жизнь в вечности с Богом будет вам блаженством. Аминь.