Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и с днем памяти святых бессребренников и целителей Космы и Дамиана. За сегодняшним богослужением мы с вами слышали евангельскую притчу об исцелении бесноватого:
“8.26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.8.27. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.8.28. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.8.29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.8.30. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.8.31. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.8.32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.8.33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.8.34. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.8.35. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.8.36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.8.37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.8.38. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:8.39. возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.” (Лк. 8, 26–39)
Чему учит нас эта евангельская история? Бесы, попущенные Богом человечеству, очень часто нас искушают и лишают нас свободы выбора. Хоть мы все равно остаемся в этом праве, но они, тем не менее, порой, по Божьему попущению, связывают силы человека и лишают его возможности поступать по воле Божьей. Помимо демонических сил существуют еще и страсти, которые обладают подобным эффектом. Они тоже связывают наши силы и, подобно бесам, лишают нас возможности творить то, что будет приятно Богу и полезно человеку. Вот эти две силы действительно имеют место быть в нашей жизни и по большей части имеют власть над теми, кто не живет по заповедям Божьим и удаляется, отстраняется от своей человеческой природы. В итоге, лишаясь этой природы, человек становится существом некоей демонической природы.
Вы, наверное, сами неоднократно наблюдали деформацию человеческой личности. Человек рождается в эту жизнь добрым и умеющим любить и прощать. Ведь ребенок по своей сердечной чистоте неспособен ненавидеть, гордиться, завидовать или, хуже того, убивать или сквернословить. Этот маленький человек еще владеет всеми дарами Святого Духа. Но, по прошествии некоторого времени, к нему приходят неугодные Богу поступки. Он, противясь этим поступкам, от случая к случаю, постепенно приобретает навык. Поначалу в этом нет ничего страшного, потому что это не так часто происходит. Но постепенно навык приобретает постоянство, становится привычкой, а следом и “второй натурой” человека. Это не врожденные качества и не то, чему его научили родители. Ведь большинство родителей не учат ребенка ненависти и озлобленности. Все эти отрицательные качества личности приходят со временем в меру распущенности человека.
На смену привычки рождается страсть или порок. Человек уже не владеет собой. Он не владеет ни своим умом, ни своими чувствами. Он становится рабом своих приобретенных навыков. Боль, жажда, раздражительность, ненависть и озлобленность ко всему, что находится рядом, становятся постоянными спутниками такого человека. Он забывает, для чего он родился и для чего живет. В таком состоянии, через эту брешь страстей, приходят демоны. Они видят, что дом пуст, не занят, в нем много грязи – а грязь они любят – и поселяются в этом доме. По большей части причиной этого внедрения демонических сил в жизнь человека являются страсти и нераскаянные грехи. Эти страсти приобретают форму отчуждения от человеческой природы. Тогда человек становится носителем демонической природы и собой не владеет.
Такое явление случается часто? Нет, не очень часто. Ведь мы редко видим бесноватых людей. Но многие из нас находятся на пути к этому состоянию души. Потому что, когда над нами берут верх страсти и пороки, и когда мы не обращаем внимания на то, что происходит с нами, то естественно происходит деградация личности. Тогда человек переходит от человечности к некоему демоническому состоянию и начинает враждовать с Богом. Правда, это страшно? Страшно даже подумать, что тобой может управлять какая-то сила, та сверхъестественная сила, которая разрушает человека изнутри. Для такого несчастного человека ад в его душе наступает уже при жизни. От этого страдает и его тело, и его психика, и, конечно же, его душа. Такие люди не находят себе места. Они часто бегут от других. Их все раздражает и поэтому они вынуждены бежать. Если человек в таком состоянии придет к Богу, то у него, конечно же, есть надежда. Надежда на то, что Господь исцелит его, как это случилось и с гадаринским бесноватым.
А чтобы с нами такого не произошло, надо начинать жить внимательно, а не так как придется. Ведь мы чаще всего на что-то в своей жизни обращаем внимание, а чему-то совсем не придаем значения. Это становится опасным для жизни человека во всех ее проявлениях. Возникает опасность и для души, и для тела, и для духа. В таком проявлении жизнь человека становится опасной. Даже другим людям находиться рядом с таким человеком становится опасно. Вы тоже, наверное, часто замечали, что находится рядом со злым человеком, бывает, просто невыносимо. Нам непривычна форма его мыслей, форма его поведения, и, порой, даже взгляд этого человека тяжело выдержать на себе. Кажется, что через него на нас смотрит какая-то неприятная сила. Это начало беснования. Нет, это еще не беснование, но такой человек уже не владеет собой и находится на пути к нему. Я хочу предупредить всех нас, чтобы мы опасались той жизни, которая вне нашего контроля и наблюдения, потому что она может привести к множеству бед.
Но для всех нас есть надежда на другую жизнь. Ведь есть жизнь в Боге. Это когда мы смотрим на все, что нас окружает, глазами Бога. Тогда нам хорошо и благостно. Мы видим красоту этого мира. Мы становимся созерцателями красоты человеческой души. Вот с такими мыслями и взглядами приятно жить. Как вы думаете, что проще? Жить вне Бога и пойти по пути страстей и приобрести демоническую природу? Или жить в Боге, когда нам просто хорошо и когда мы расширяем свое сердце?
Сейчас, возможно, ваше сердце находится в пределах этого храма, в котором мы помолились друг за друга. Но оно может больше! Оно может вместить в себя и близких, и дальних. Мы можем расширить его на весь мир! Ведь мы можем обо всех беспокоиться, заботиться и молиться. Это все доставит нам удовольствие. Это путь к Богу, к обожествлению и духовному просвещению. Человек в этом случае в награду получает не только радость, любовь, сострадание и великодушие, но он становится заодно с Богом. И уже Бог и человек – едины! Как в Боге находится в этом мире все нас окружающее, то и мы становимся сопричастными в этом Божественном действии во всех людях. Уже чужая боль становится своей. И мы не безразличны, мы любим. А ведь это лучшее состояние, которое только может быть в жизни человека.
Вот я показал вам два пути. А вы выбирайте, какой из них вам больше по нраву. Вы, конечно, можете не обращать внимания ни на что и жить как все. К чему это приведет? К боли и страданию. Но если мы будем жить в Боге, думать о любви, стремиться ко всему доброму и проявлять свою человечность, то тогда нам не будут нужны никакие моральные и нравственные нормы и стандарты. Все произойдет само собой, и человек станет одним целым со всем, что его окружает. Ему уже не надо будет заботиться о том, как не навредить другому, потому что он любит другого человека и считает его своей частью. Ведь мы не можем сами себе навредить, потому что это было бы безрассудным, правда? Так как же тогда можно вредить другому? Судить, клеветать, причинять боль? Когда человек любит, то он считает всех людей частью себя. И себя он тоже отдает «в собственность» других людей.
Другими словами, Церковь – это единство с Богом и со всеми проявлениями жизни в этом мире: и в животном, и в растительном мире, и в мире себе подобных. Это уже не будет иметь никакого значения. Мы любим все и радуемся всему! Мы за все благодарим Бога! И тогда наша душа наполняется Божественной сопричастностью к жизни. Вот к чему нам всем нужно стремиться. Вы испытываете такие чувства? Они близки вам? Вы практикуете в своей жизни такое расширение и единство? Если нет, то об этом стоит позаботиться, чтобы наша жизнь не была напрасной.
Я и себе, и каждому из вас желаю этого единения с Богом и этого единства с жизнью вокруг нас, чтобы быть настоящими людьми и проявить всю свою человечность. В чем да поможет нам всем Господь! Аминь.