Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня, и с днем памяти преподобного Иоанна Лествичника, святого, который написал знаменитую книгу “Лествица”. Эта книга о том, как восходить к Богу от ступени к ступени, от добродетели к добродетели, от человеческой природы к высоте Божественного Духа.
Сегодня за богослужением мы с вами были слушателями евангельской истории об исцелении бесноватого: “17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. 19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. 20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. 21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. 23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. 25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. 26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. 28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? 29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. 30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. 31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет” (Мк. 9: 17-31).
Эта история напоминает нам сегодняшнее время. Церковь может засвидетельствовать, что этот мир изменился. Создается такое ощущение, что он беснуется и сходит с ума. Мне когда-то приходилось видеть бесноватых людей. Я некоторое время прислуживал в храме вмч. Георгия в г.п. Смиловичи, где, по благословению, тогда еще митрополита Филарета, бесноватых отчитывал о. Валериан. Я видел исцеление таких людей. А ведь мы на самом деле не способны и распознать таких людей. Они такие же как все. Они ходят на работу, выполняют свой гражданский долг и свои семейные обязательства. Об этих людях с первого взгляда не скажешь, что они духовно больны. Но когда такие люди попадают в святые места, с ними начинает что-то происходить. Они даже сами не могут объяснить, что с ними происходит. Их обжигает святая вода, молитва для них становится невыносимой, и всякое Божественное слово мучает. Мы сейчас тоже, глядя на этот мир, думаем, что он нормальный. Люди цивилизованы и образованы. Любые произошедшие конфликты и события можно дипломатически решать через переговоры. И вот вдруг мир вокруг нас переворачивается с ног на голову. Да, я, конечно, утрирую, говоря, что мир беснуется, но ведь он, действительно, сходит с ума. Что-то в нем не так.
Глядя на такие события и людей, святые проникались к ним сочувствием. Мы, глядя на этот мир, тоже должны проникнуться сочувствием. Посмотрите, что сейчас происходит. Христианин убивает христианина. В мировой истории, действительно, было много войн, в которых христиане боролись за какую-то правду и истину. В таких войнах неизбежно было много человеческих жертв. Сейчас происходит то же самое. Наблюдая за этими переменами в мире, приходит такая мысль: “ Что же может это остановить? Кровь, болезнь, страх смерти?” Так нет же, людей ничего не останавливает. Еще совсем недавно весь мир только и говорил, что об эпидемии коронавируса. Сейчас об этом уже забыли и окунулись всеми мыслями и чувствами в войну. Люди перестали быть свободными. Начинаешь проникаться сочувствием не только к тем, кто в гуще военных событий, но и к тем, кто переживает эту войну в своем уме. Потому что для них это стало большой трагедией. Некоторые часами сидят в интернете и наблюдают за всеми происходящими событиями.
Вот мне недавно один совершенно здравомыслящий человек говорит, что он стал целыми днями следить за новостями в интернете. А ведь это ненормально. Чтобы не быть причастными к происходящему безумию, нужно, помолившись, отстраниться от этих событий. Сделайте так, как поступил Христос. Он помолился за бесноватого и призвал его к вере. Ведь логически все последние события объяснить практически невозможно. Мы можем приводить множество доводов, но они так и останутся доводами, потому что логики и рациональности здесь нет. Здесь проявляется какое-то конкретное безумие. Как будто вдруг восстал “князь мира” и стал крутить так, как ему хочется.
Поэтому нам необходима вера. Не какие-то конкретные действия, а именно вера в то, что Бог управляет этим миром, и что есть Божественное провидение, которое допускает такие события для того, чтобы мир изменился к лучшему. Я не знаю, как это произойдет. И, наверное, никто не знает. Никто не может прогнозировать, что будет дальше. Но я уверен, что Всемогущий Господь, Который создал человека и позволил жить ему по своей собственной воле, обязательно все изменит к лучшему. Он меняется, и мы, в свою очередь, тоже должны меняться таким образом, чтобы не противоречить ни действиям Бога, ни Его заповедям.
Что это значит для нас? Мы должны любить, несмотря ни на что. Не учитывая ни религиозных предпочтений людей, ни их социальных предпочтений. Мы должны всякого человека уважать и любить. Ведь у всех нас множество различных отличий. У каждого народа имеются свои исторические и культурные ценности. Каждый народ по-своему уникален. Мы можем, приехав в другую страну, удивиться, например, их культуре питания. У каждого народа были определенные исторические ошибки. Ведь мы же не безгрешны и, практически, все ошибаются. Но нам необходимо посмотреть на все эти отличия с уважением. Если мы увидим больного или несчастного, который будет нуждаться в нашей помощи, то мы должны помочь ему, несмотря ни на что.
Вот сейчас, допустим, украинский беженец, пересекая границу, должен сказать за кого он. А зачем это в данной ситуации нужно? Достаточно уже того, что в его стране происходит конфликт и столкновение сторон, которые несут за собой гибель людей. Этого всего уже достаточно в том месте, где происходит трагедия. Но зачем нам переносить эту трагедию сюда? Ведь это же люди, которые дорогого стоят! Ведь это образ Божий! Нужно позаботиться так, как о брате или сестре, который попал в беду. И мы не должны смотреть на все эти отличия. Вот в чем наш христианский долг! Вот в чем заключается здоровое отношение к человечеству. Таких людей много? Много таких здравомыслящих людей, которые не бросаются в огонь и не пытаются решать все только силой и конфликтами. Ведь мы просто люди, которые видят красоту другого человека. Вот что нам нужно! Увидьте эту красоту, помогите другому человеку. И это будет достойно уважения человека и христианина. Вот в чем наш долг.
Верьте в то, что Бог может все! А если не хватает веры, то так и скажите Богу: «Господи, я не понимаю, что творится в этом мире! И я никак не могу это объяснить. Но я верю в Тебя! И в то, что Ты Божественный Промыслитель, и можешь все устроить во благо». Пусть это станет вашей молитвой. Позвольте, чтобы Божий Промысел Его инструментами изменил этот мир. Аминь.