Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с прохождением первой седмицы Великого поста и с днём Торжества Православия, память которого мы сегодня совершаем.
Этот день издревле был установлен для того, чтобы исповедовать нашу веру православную и опровергнуть еретические учения. Потому мы с вами воспеваем Бога в Троице Единославимого, прославляем святых угодников, которые истинно подвизались и научили нас видеть Солнце Правды сквозь учение святоотеческое. И, насколько известно, они доказали не только своим словом, но и поступками веру Православную.
Господь обещал нам в лице апостолов, что, придя к Нему, мы увидим Его нисходящего и восходящего во славе (Мф. 24:27; 25:31). Мы-то последователи апостольские, тоже прикасаемся к святыне. Мы с вами стали на путь, который Господь указывает от смерти к жизни, от бренной плотской жизни к высокой духовной и в целом к вечной жизни.
С практической точки зрения, это достаточно сложно. Теоретически, мы, конечно, читаем об этом много. Но когда мы прикасаемся к духовной жизни, то испытываем некоторые трудности. Вот, скажем, первая неделя Великого поста: от нас требуется по уставу монастыря воздержаться от пищи. Вроде бы это ещё только плотское, это ещё не имеет никакого отношения к духовной жизни, но уже мы испытываем трудности. Мы испытываем голод, нам кажется, что мы заболеем, что что-то должно случиться. Это начинает переживать плоть. Дух, он же всегда находится бодрым, если он находится в таком духе истины, рядом с Богом. И, призывая Бога, мы испытываем особенные чувства в Великом посту, особенное чувство присутствия Его.
Этот опыт присутствия Бога мы должны с вами понять и потом в дальнейшем применить и для себя, и для тех людей, которым мы его передаём. Это наши дети и внуки. Наши отцы, наши деды и пращуры нам передали веру – мы с вами её несём. Всё, что мы с вами умеем и знаем – благодаря святым отцам и нашим отцам, которые верили в Бога, которые тянулись к Нему. И показали, пусть даже в элементарных вещах, как надо молиться Богу, Ему угождать, как исполнять святые заповеди. И мы должны их за это благодарить. А тот свет, который мы получили от них, нести дальше.
Как я уже сказал, в этом мы испытываем некоторую сложность. Но, что удивительно, как только человек прикасается к духовной жизни, он испытывает особенные переживания: духовный восторг, радость, чувство присутствия Бога, любовь, внутренний покой и удовлетворение. И это только малая часть того, что мы можем испытать в духовной жизни.
Вообще, говоря о духовной жизни, мы должны понимать, что она начинается только с бесстрастия. Вот задумайтесь только – духовная жизнь начинается с бесстрастия. То есть пока мы находимся в страстях и в грехах, в принципе она по своему существу не может так называться. Мы тянемся, мы к ней приближаемся, но по сути своей она ещё не духовная. Мы воздерживаемся с вами от пищи. Назови, что это духовный подвиг, нет, это диета. Если мы молимся, мы должны особенным образом войти в единение с Богом, почувствовать Его в своей душе. И если быть честными, мы редко, когда испытываем эти чувства. Так, внешняя форма. Молитвы читаем, а где-то ум далеко. Мы говорим слово «Бог», а трепет души не возникает. Поэтому и молитва наша, её тоже нельзя назвать духовной, она такая, приближенная к идеалам, к которым мы стремимся. Это, конечно, не значит, что мы не должны сейчас идти по пути духовной жизни и не молиться, и не совершать другие подвиги. Всё это нам необходимо. Но, чтобы мы не останавливались на середине пути, а шли дальше, нам опытно надо это пережить: начало пути, середину пути и конечная наша цель – обретение Бога. Многие из нас, надо признать, прошли только половину пути. Мы увидели Бога издалека чуть-чуть прикоснулись к Нему, свет, луч Божий где-то в глубины нашего сознания проник, и мы довольствуемся малым, и нам кажется, что, вот она – духовная жизнь, вот так оно и должно быть. Ничего подобного! Духовная жизнь начинается с бесстрастия.
Поставьте себе цель победить хотя бы одну страсть в посту, не большую. Есть у вас какая-то слабость, маленькая, вы можете с лёгкостью от неё отказаться. Поработайте над тем, чтобы в течении сорока дней её выкорчевать напрочь. И тогда мы приблизимся к Богу. И вот это приближение, этот опыт, дорогого стоит, потому что мы его прошли. Мы не услышали, как это надо, мы не мечтаем, как это нам кажется, а опытно приблизились и почувствовали Бога через борьбу с грехом. Мы вышли победителями. И тогда мы действительно идём шаг за шагом от смерти к жизни. Мы можем это испытать внутри себя. Этот опыт, опять повторюсь, дорогого стоит. Тогда мы можем с уверенностью сказать, что мы начали духовную жизнь, и не должны ни в коем случае останавливаться, но идти дальше. И по мере приближения нашего к Богу, мы будем духовно просвещаться, и свет Христов будет заполнять нашу душу.
Если в противном случае мы испытываем боль и внутреннюю пустоту, то, поверьте, просто отклонение от этого или забвение, то есть не думать об этом, или внедриться в область плотского, например, курение, спиртные напитки, наркотики – это все не принесет покоя душе. Нельзя заменить Бога вот этими страстями. Даже сон не может дать нам этого внутреннего покоя. Мы можем отдохнуть, на некоторое время забыться, но покой души мы получим только после того, как мы пройдём этот жизненный путь. Никто вместо нас его не пройдёт.
И не заблуждайтесь, что «Ну, по милости Божией Господь простит», да? Мы же с вами так много знаем. Мы действительно много знаем. Нам открыты содержания духовных книг, мы читаем святых отцов, где буквально детализируется вся жизнь христианина: как спать, как есть, как молиться, как проводить каждую минуту нашей жизни, как даже если у нас нет такого духовного восхищения во время чтения Священного Писания, мы не восхищены Духом Святым и не отличаемся особенным богомыслием, то нам даже отцы предлагают мысли, как мы должны думать. Всё, как проводить день и ночь.
Зная это, мы берём на себя ответственность за прохождение. Вот если бы мы не знали – ответственность снимается. Это снимается с тех людей, которые ещё не переступили порог храма. Но сейчас, при наличии огромного количества книг и, читая их, мы должны сделать больше. Мы не должны останавливаться на половине пути – идти дальше, чего бы нам это не стоило, чего бы мы не боялись. И тогда мы можем надеяться, что в конце своей жизни мы не придём в разочарование, мы не опустим руки. Мы будем со светом в глазах идти в другую жизнь, не боясь посмотреть в глаза Бога. Сейчас мы прячем свои глаза, потому что нам больно и стыдно за наши поступки. Ещё будет больнее и более стыдно, если мы предстанем пред лице Божие на Страшном Суде. И поэтому сейчас мы должны сделать всё возможное, чтобы нам не стыдно было посмотреть в глаза Богу.
И не стыдно посмотреть в глаза близким своим, умирая и говоря какие-то очень важные слова, которые опытно прожили. Вот вы задумайтесь, что вы скажете своим детям, умирая? Нечего сказать? Представьте себя на смертном одре, последние мгновения или минуты вашей жизни: что вы скажете детям? Если вы просто промолчите, значит, тогда ваша жизнь не оправдана. Вы должны сказать такое слово, которое послужит им маяком в их жизни. Но это должно быть слово весомое, опытно переживаемое, и тогда оно будет иметь силу. Вот наши святые отцы оставили нам слово, и мы живём этим словом. Читая изо дня в день, мы насыщаем души, как будто водою. Унывает человек, открыл книгу святого Василия Великого, и ты как напился воды живой. Они писали тома, потому что они были святыми отцами. Мы с вами люди простые, но должны свою жизнь передать хотя бы в нескольких словах. Какие слова вы скажете своим близким? Вот об этом надо задуматься и задумываться надо сейчас, потому что потом будем прятать глаза, нам будет стыдно, что нечего передать.
Я ещё раз поздравляю вас с Великим постом, не принимайте это как какой-то особый труд. Ничего тут сложного нет. Это то, что мы должны делать изо дня в день независимо от каких-то обстоятельств. Иметь воздержание, заботится о духовной жизни, молиться. И чтобы мы об этом не забывали, нам даны святые посты. Поэтому будем принимать это как должное, спокойно и уверенно выполнять свой христианский долг. Аминь.