Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Приветствую вас, дорогие братья и сестры, и поздравляю с праздником воскресного дня. Сегодня мы в Евангелии слышали мудрость Христа, Который говорит, обращаясь к каждому из нас. Мы с вами привыкли оказывать благодеяния только тем, кто нам потом отдаст какие-то благодеяния взаимно. Мы даем в долг, ожидая, что нам вернется этот долг. Нам нужно обратить внимание на Бога, который всем нам благодеет: и добрым людям, и злым. Здесь заключена действительно особая премудрость, потому что мы Бога воспринимаем иногда недолжным образом. Мы смотрим на Него, как на Существо, Которое нам что-то должно в зависимости от нашего внутреннего устроения, от наших пожеланий, от наших молитвенных просьб. Мы просим и ждем, хотя Бог, наверняка, знает, чего мы хотим, и дает нам ровно столько, сколько мы заслуживаем. Мы в свою очередь должны поступать так, как поступает Господь, несмотря ни на что. Мы можем оказывать всем благодеяния.
Но, к сожалению, в силу каких-то разных обстоятельств, это дается не многим. Ну, допустим, человек не богат, и он не может помогать бедным людям, потому что он сам не располагает материальными благами. Вот, может быть даже, человек достаточно не обладает духовными богатствами, и, опять же, у него возникают сложности. Вроде бы, по христианскому долгу, он и должен уделить какому-то человеку благорасположение, но у него, опять же, нет такой любви, которая должна быть жертвенной. Тут получается “палка о двух концах“ – человек хочет, но не может.
А есть другое обстоятельство, которое поможет нам проявить свою доброту к другим людям, но мы его не замечаем. Вот, например, посещая святое место, мы им восхищаемся. И говорим: “Вот, здесь молились святые отцы на протяжении многих веков, и чувствуется эта благодать. Сюда приходишь – и думается легко, и дышится хорошо, и нам благодатно!” Мы понимаем, что это заслуга даже не тех, кто живет здесь сегодня. А по большей части заслуга тех, кто жил здесь 100, 200, а может и 500 лет назад. Место, воздух, камни, песок, вода освящаются даже присутствием человека. Он тут был, он помолился, и он отдает добро уже даже в свое отсутствие. Прошли годы, а это место все еще отдает человеку добро. Независимо от того, какой этот человек – злой или добрый. Даже сам подвижник может не понимать, что после себя он оставил такое богатое духовное наследие, которое отдает веками. Да, такое свойство имеет святое благодатное место.
Но таких мест много. И любое место зависит от того, что мы после себя оставляем. У нас может быть нет особого добра, и нет особых материальных благ, которые мы можем отдавать. А может и расположения души нет, чтобы в какой-то момент быть всецело услужливым человеку. Но если мы даже в этот момент помолимся или хотя бы подумаем о чем-то хорошем, то наше присутствие и у Бога, и у людей не останется незамеченным. Мы тоже можем что-то после себя оставить. Это касается и наших домов, и наших семей, по поводу которых мы постоянно задаем вопросы, как их изменить. Но, изменив себя, помыслив даже о чем-то хорошем – о Боге, или о самом человеке – мы оставляем после себя такую атмосферу, попав в которую, другой человек чувствует себя хорошо.
Вы, наверное, иногда слышали, когда о человеке говорят: «Рядом с ним так хорошо! Вот стоял бы и слушал его бесконечно». А как вы думаете, почему? Ведь, человек, на самом деле, ничего такого и не делает. Он просто думает хорошо, он не осуждает, не гневается, не раздражается. Его внутренний мир так благотворно воздействует на людей. Чем больше добра, тем больше рамки раздвигаются и тогда уже они не ограничиваются ни пределами храма, ни пределами своих домов. Вот нет никаких рамок! Так и у Бога нет никакого предела Его присутствия, потому что Он вездесущ. Точно так и человек, обладая каким-нибудь небольшим Божиим качеством, таким как смирение, как богомыслие, раздвигает любые границы. Этому человеку уже будет не важно, кто находится рядом с ним. Будь это даже человек со сложным несносным характером, которого другие терпеть не могут. Он просто будет отдавать то добро, которое находится внутри него. Это даже остается незамеченным самим этим человеком. Но это будет замечено Богом и людьми. Вот что может мир изменить! Не так как мы пытаемся его менять, желая кого-то вразумить, наставить, показывая какие мы умные и заранее ставя себя свысока: «Вот я такой умный, такой хороший! И всем могу помочь! Я даже могу позволить себе осуждать любого!» Такое отношение приносит страдание и себе, и другим людям.
Мне однажды приходилось бывать в Германии в одном из замков, в котором был концлагерь для военнопленных. Там уже и ремонт сделали, и музей устроили. Но, когда входишь туда, в эти подвалы – чувствуешь боль, чувствуешь, что там страдали люди. Понимаете? Камни говорят, что там страдали люди! В таком месте сложно находиться. Вот вам яркий пример того, что мы можем оставить после себя либо боль, либо радость.
Что вы внутри себя испытываете? Почему нам в храме хорошо? Потому что мы Бога переживаем, потому что мы обращаемся с добрыми пожеланиями, здесь мы учимся прощать, здесь мы учимся любить. Здесь нам хорошо. Но ведь так хорошо нам может быть и дома, и в любом месте. Открою вам секрет: не надо даже ездить сюда. Если вы дома будете хорошими, и если внутри себя вы будете переживать только исключительно добро, то вам будет хорошо в любом месте. Где бы вы не находились – будь это многолюдное метро или любое шумное общественное место – вам везде будет хорошо, потому что внутри себя вы переживаете какие-то добрые мысли. Именно это и изменит мир! Это очень просто! А если мы начнем в своей жизни это практиковать, то все изменится даже в самые короткие сроки.
Но мы привыкли думать, что для того, чтобы изменить себя или кого-то нужно время. Однако уходит и время, и пространство. Все уходит в ту же минуту, когда вы задались целью, и приняли для себя решение, переживать только добрые мысли. Все, вы уже поменялись! В это же мгновение, в ту же секунду! Хотелось бы, конечно, чтобы таких мгновений было больше. Но, они идут постепенно. Не бывает такого, чтобы они пачками сыпались.
От нас зависит, что мы хотим внутри себя переживать. Какое мгновение? Мгновение, которое приносит страдание, и оставляет такой тяжелый, несносный след, который приносит печаль и уныние. Либо мгновение, которое приносит особую радость и человек испытывает духовное торжество. Ему хорошо, и всем хорошо. Хорошее наследие, правда? Так давайте оставим хорошее наследие после себя, чтобы всем было хорошо. Перестаньте переживать какие-либо страдания. Не хочет этого Господь! Не надо Ему наши внутренние переживания! Понимаете? Никто кроме нас самих не заставляет нас о чем-то переживать. Что разве Господь заставляет нас страдать? Он, или Ангел-Хранитель, шепнул нам на ушко, чтобы мы страдали? Нет, дорогие! Если мир спасается через страдания, то только по причине последствия зла, которое мы несем в себе. Претерпев все это до конца, человек спасется. Но он выйдет как из огня: обожженным, измученным, настрадавшимся. Но есть выбор быть в радости. Эту жизнь прожить в благости, и после себя оставить память и незримый, но явный и благодатный след. Потом войти в радость Господа своего. Как мы хотим прожить эту жизнь, и что после себя оставить? Аминь.