Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! В этот день мы воспоминаем Евангельское событие о том, как Господь однажды вошёл на гору Фавор, взяв с собой трёх любимых своих учеников: Петра, Иоанна и Иакова и преобразился во Своей славе. И было видение, в котором пришли пророки Илия и Моисей и беседовали со Христом. Тогда апостол Пётр, которому было так хорошо, вдруг сказал: «Господи, позволь нам построить три кущи: Тебе, Моисею и Илии» (Мф. 17:4), не понимая, что говорил. И из облака был слышан глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Мф. 17:5).
Однажды, идя духовной жизнью следом за Христом, мы должны преобразиться. Мы должны войти в славу и свет Божественного света так, чтобы наша жизнь изменилась, чтобы мы стали богоподобными по Его жизни, которой научил нас Иисус Христос.
Всякий раз, когда мы говорим о свете, нам представляется что-то материальное, но мы должны понимать, что тот Божественный свет, который исходит от Христа, он имеет другие свойства. Духовные, которые исходят из глубины души. Это не извне должно на нас что-то вдруг мистическим образом повлиять, а мы, как истинные носители Христа Света, потому что Бог есть Свет, по слову Священного Писания, он должен изойти изнутри. А мы чаще всего мечтаем, что этот Божественный свет снизойдёт откуда-то сверху или по каким-то обстоятельствам и с внешней стороны. Мы должны помнить, что мы богоносители, мы светоносители, мы чада света, и этот свет должен нас преобразовать, весь наш внутренний мир. И вместе с этим меняется и наше внешнее поведение.
Наше внешнее поведение любви является ярким свидетельством, что мы с вами христиане. И мы часто мечтаем о том, как это произойдёт, и в этих мечтаниях большей частью наши ожидания не оправдываются. Почему? Наверное, потому что наши мечтания не имеют ничего общего с волей Божией. Мы мечтаем о том, чтобы у нас больше было материального, чтобы у нас было больше вещественного благополучия, комфорта. Забываем мы о том, что Господь наш Иисус Христос страдал, воспринял на Себя плоть человеческую, смирившись, и только потом Он вошёл в славу Бога Отца. Так и мы должны понимать, что наш путь, он тернист, он требует от нас усилий, работы над собой. Чтобы этот свет Божий раскрылся в нас, мы должны с вами потрудиться.
Я бы вам пожелал, чтобы ваши мечты никогда не сбылись, потому что наши мечты чаще всего греховны, чтобы мы лучше реализовали себя в воле Божией. А какова воля Божия?
В каждом человеке есть своя воля, конечно же. И очень сложно определить одну единственную для всех. Но мы знаем, что есть заповеди Божии, которые мы должны с вами все вместе соблюдать: любить Бога, любить ближнего, как самого себя. Это и есть то направление, в котором мы должны двигаться. А все наши человеческие мечтания, чтобы они нас не вводили в такое разделение, раздвоение, мы должны поставить где-то поодаль от себя и постараться жить, конечно же, по желанию Бога, а не по своему собственному.
Как определить нам волю Божию? Это с одной стороны просто, а с другой стороны сложно. Почему сложно? Потому что мы по человеческой своей природе, огрубевшей человеческой плоти, не можем видеть волю Божию – нам свет Божий противен, по человеческой нашей природе.
Но по духу мы стремимся к свету. И когда Господь хочет нам открыть Свою волю, Он всячески нам это пытается показать. Через людей, через обстоятельства жизни. Причём это делает неоднократно, но делает именно в тот момент, когда мы способны воспринять эту волю Божию. Она легко человеку даётся и приносит плоды. Хотя на первый взгляд кажется тяжёлой и неудобоносимой. Вот скажут: "Прости ближнего своего", а так тяжко сказать: "Простите, виноват" или "Виновата, потому что была не права. Заблуждалась, потому что не понимала, чего хотела". Вот это признание дорогого стоит. Казалось бы, такая простая заповедь – прости, полюби его в ответ. Так бывает порой сложно. А воля Божия, чтобы мы нашли в себе мужество и твёрдую решительность простить и более того, этого человека благотворить и полюбить. Это сложно, но только с одной стороны. Когда мы входим в эту зону любви, то тогда всё становится просто и удобоносимо, потому что Сам Бог нам помогает. И придётся поверить на слово святым отцам, что в свете Божием, в свете любви гораздо проще ходить, чем ходить во тьме и заблуждении, в боли и страдании.
Человек настолько привык к боли и страданиям, и каким-то противоречивым внутренним протестам души, что ему тяжело воспринять этот Божественный свет. Поэтому, когда Господь хочет нам открыть Свою волю – нам это бывает иногда неприятно. Можете себе представить, что это иногда противно нашей человеческой природе: нам хочется комфорта, а Господь говорит: "Воздержись", нам хочется вкусно поесть, а Господь говорит: "Попостись", нам хочется обидеться и сказать грубое слово, а Господь говорит: "Удержи свой язык от зла, скажи доброе слово". Нам хочется порой обидеться на всех, а Господь говорит: "Прости и всех пойми". Вот это внутреннее противоречивое состояние человека порой требует от нас усилий. Но ещё раз повторю, если мы сделаем усилие, то тогда становится всё просто, любить гораздо приятней и проще, чем ненавидеть.
Вы только подумайте, сколько затрачивает человек сил, чтобы ненавидеть. Он переживает, думает. Он причём в своём уме такой ведёт диалог: "Как же мне сказать, такое слово, чтобы он запомнил навсегда". Вы посмотрите, какая работа идёт душевных, физических и умственных сил человека. Сколько нужно пережить внутри себя, сколько эмоций, да? И он же вынашивает не только там несколько минут, днями, порой даже годами вынашивает боль и обиду, осуждение человека, неприязнь. Сколько боли и страданий, сколько переживаний напрасных, которые сжигают человека изнутри.
Посмотрите, как в любви. Нашёл в себе силы, чуть-чуть сделать какое-то небольшое усилие – и пошёл по потоку любви, так становится всё просто, человек принимает, находятся слова убеждения, что сказать человеку, чтобы не обидеть его. Он находится в таком состоянии, когда он хочет всех любить, всех прощать. Вот настоящее состояние, вот, тот Божественный свет, который действует в человеке. И на этом мы не должны останавливаться.
Это только начало. Это только вспышка. Но чтобы горение сделать постоянным, мы должны упражняться в этом каждый раз. Не думайте, пожалуйста, что это должно произойти мистически: вот человек идёт, и вдруг снизошёл на него свет – и он стал всех любить. Или «свалилась» на него благодать Божия, прижала его и он перестал творить зло. Этого не произойдёт… Аминь.