Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, в третью неделю Великого поста Православная Церковь чествует Животворящий Крест Господень. По этому случаю в память Страстей Христовых, славного искупления рода человеческого Господом нашим, мы выносим на центр храма Крест Христов для поклонения.
Для чего вообще это? Я скажу вам так, что это чаще всего происходит для нашей немощи. Даже те иконы, которые мы с вами обозреваем и каждый раз, смотря на них, восхищаемся, насколько они красивые, насколько благодатные. Потом, по случаю какого-то события мы называем её чудотворной. И в память о своём исцелении мы приносим какой-то дар. Но, по сути своей, вся красота и благолепие храма, и Крест Господень, который выносится – это все ради нашей немощи. А немощь в том, что мы редко вспоминаем о Страстях Христовых. Если быть справедливыми до конца и честными перед собой и перед Богом, мы признаем, что крест, на котором изображён Господь Спаситель, для нас порой бывает какой-то определённой формой, и значения мы ему особого не придаём. Например, мы носим на себе нательный крестик, как часто мы лобызаем его? Редко, а если и лобызаем, то только, когда придёт какая-то скорбь. По той причине, что мы редко вспоминаем о Страстях Христовых, мать Церковь напоминает об этом. Поэтому однажды в год на Воздвижение Господне, на Происхождение Честных Древ Господних, а также в третью неделю Великого поста мы вспоминаем Животворящий Крест Господень и искупление Господом Нашим Иисусом Христом. И опять же это по той причине, что мы, по немощи своей, редко о Нём вспоминаем как о своём Искупителе.
Если взять пример из нашей повседневной жизни, представьте, человек тяжело заболел. У него смертельная болезнь, он должен умереть. Врач, который его лечит или операцию проводит – спасает этого человека. Наверное, имя врача мы запомним навсегда. Особенно, если это касается ребёнка. Переживали родители, все вместе молились, и вдруг решается: всё зависит только от единственного человека – врача. Спасёт или не спасёт? Будет жить или не будет? И происходит чудо, по средствам искусства врачебного хирург исцеляет человека с помощью Божией. Мы будем до конца жизни ему признательны. Удивительно, что, когда Господь нас искупил от смерти, причём от вечной смерти, мы вдруг забываем о Его искупительном подвиге. Конечно, мы вспоминаем, но в определённых только случаях. И в этом наша немощь. Где наша благодарность? Где жертва в искупление того, что сделал для нас Господь?
Богу никакие приношения наши не нужны, Ему нужна наша память о том, что Он совершил, чтобы мы изредка вспоминали об этом. Поэтому и установлены в течение года постные дни – среда и пятница – для того, чтобы вспоминать Страсти Христовы. Если мы и это забываем, то хотя бы раз в году, в Великом посту, выносится крест Господень, чтобы человек выразил своё чувство благодарности к Спасителю за Его искупительный подвиг. И сегодня мы говорим словами церковного песнопения «Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое славим», в надежде, что мы сподобимся Воскресения Христова.
Почему Господь требует от нас не просто памяти о том, что произошло две тысячи лет назад? Он просит, чтобы мы несли свой крест и потому говорит: «Если кто не возьмёт крест свой и не последует за Мной, тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
У нас у всех есть свой крест. У каждого свой вес креста и своя тяжесть. У некоторых он легче. Но у любого человека он имеет определённый вес, и нам порой сложно его нести. В чём выражается этот крест? В болезнях, в скорбях, в невзгодах жизни, в наших детях, просто даже внутренний мир человека, который несообразен с такой гармонией чувств. Мы переживаем, унываем, нам кажется, что эти чувства нам не под силу, и это тоже крест. Мы не должны представлять эту жизнь как цепочку событий, которые должны доставлять нам только радость и удовольствие. Радости и удовольствия, согласитесь, в этой жизни много нам Господь даёт. Мы, когда посылаются Господом испытания, порой унываем, забывая, перечёркивая, всё, что было у нас в прошлой жизни. Это, к сожалению, так же происходит по нашей немощи. Я хочу сказать, что всё, что мы в своей жизни принимаем, должны принимать с благодарностью, помня, что однажды Господь понёс за нас Свой Крест и претерпел смерть, и воскрес. Если мы хотим приобщиться славному Воскресению Христову, мы должны тоже понести свой крест. Сейчас важно задать для себя вопросы: какой мой крест и что мне нести? Наверное, сколько человек, столько будет и ответов на этот вопрос, столько будет крестов. И не думайте, что наша жизнь как-то может сложиться иначе.
Те, кто забыт Богом, кто не способен приобщиться к вечной жизни – у него нет никакого креста. Он ни о чём не задумывается, ни о чём не переживает. И мы, глядя на них, часто говорим: «Вот, человек живёт себе без забот. Никаких у него ни скорбей, ни болезней, ни искушений – вот, какова может быть жизнь! И зачем мне Бог, если столько много скорбей». Эти люди – чада смерти, люди, которые забыты Богом. У них ничего не будет общего с Воскресением Господним, потому что они однажды не взяли свой крест, они отказались от него.
Мы христиане должны поступать иначе. И если однажды мы сошли со креста и начали роптать на Бога, обвинять во всех своих бедах людей, унывать и отчаиваться, перестали молиться или ещё что-то другое, то мы должны вернуться к своему кресту, взять его и идти дальше. Тогда мы можем приобщиться к вечной блаженной жизни и надеяться, что эта жизнь будет с Богом. Иного пути для христианина нет.
Есть своя очерёдность, есть своя последовательность. Мы должны оставить всё, взять крест и последовать за Христом. Значит, три этапа. Оставить всё. Мы оставили всё, что тяготит, что привязывает нас к этой земной жизни? Если мы ещё привязаны к материальным благам, то мы ещё своего креста не взяли. Если мы имеем такую привязанность к своим даже детям, и вся наша жизнь в них, и мы думаем и переживаем только о них – это значит, что мы ещё не оставили всего. Не оставили все свои попечения, не положились на волю Божию, поэтому нам так сложно всё оставить и взять свой крест.
Но, взяв крест, не только мы его несём, но Сам Господь нас несёт, Который находится на Кресте. Поэтому те сложности, которые нам предоставляются на пути несения этого креста, они гораздо проще, чем нам кажется при первом, так сказать, взгляде на этот путь. Взяли крест, взяли все свои болезни, взяли в кулачок всю свою волю и должны проявить мужество, терпение, веру в Бога. Всё, и следовать за Христом. Куда Христос пошёл – к Небесному Своему Отцу, в горнее.
Это наш путь на Голгофу. И должны переходить от меньшего к большему, от менее сложного к более сложному. Почему нам Господь сразу не даёт Голгофу – мы не понесём её. Мы должны себя к этому подготовить, и нас Господь к этому готовит. К нашей Голгофе. Я не скажу, что там будут одни только боль и страдания, там будет и радость. Потому что мы страдаем так же, как страдали когда-то мученики за Христа. Вот удивительная вещь, мученик страдал за Христа и улыбался. Казалось бы, он испытывал такие муки! И это зафиксировано в истории, что мученики шли на смерть, то есть шли за Христом, с радостью. И это делали так, как будто они не испытывали мук. Вот Господь, когда подъял все грехи рода человеческого, это было тяжкое бремя, и это мог понести только Бог, Богочеловек. Нам же Господь дал такой крест, который ещё нас утешает и помогает. Поэтому я и говорю, что не столько мы крест несём, сколько крест несёт нас и помогает нам преодолеть этот путь.
На этом пути не только скорбь, боль и какое-то внутреннее огорчение, там есть и радость, там есть и чувство блаженства. Потому что Господь обещает, что Он будет рядом с нами и, как Он говорит, что «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). То есть кто бы на нас ни восставал. Ни страсти, ни бесы, даже если весь ад на нас восстанет – крестом мы можем защититься. Крест для нас – сила, опора и защита. Крест – украшение всей нашей жизни. Поэтому особое место в жизни должно быть кресту. И ни однажды, ни несколько раз в год. Крест для нас практически всё. Потому что крестом мы живём, крестом мы защищаемся, крестом мы освящаем свои дома, крестом освящаем воду. Крестом освящаем всё – всю свою жизнь в этом свете, исходящем от креста, мы живём и можем, по справедливости, называться чадами света.
Но, чтобы стать чадами света, нам надо взять свой крест и нести его за Христом. Без этого не будет никакого Божественного света. Без креста не будет утешения, без страданий не будет и воскресения. Поэтому возьмём каждый из нас свой крест и последуем за Христом, оставив все свои житейские попечения. И наши скорби, и скорби наших ближних Господь так же понесёт, как несёт и все грехи рода человеческого. Не будем никогда в этом сомневаться. Аминь.