Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником воскресного дня и памятью святых отцов шести Вселенских Соборов. Мы все знаем, что Символ веры, который мы исповедуем перед Богом и людьми, был основан на положениях шести Вселенских Соборах. Святые отцы научили нас проповедовать Бога так, как исповедовали его святые апостолы и правоприемники. Мне вспоминается из истории преподобного Серафима Саровского случай, как он силой веры исцелил расслабленного человека. Преподобный сказал ему читать «Символ веры». Больной же, прочитав его, восстал от одра болезни. Это исцеление – одно из многих чудес, которые свидетельствуют о том, что Бог жив и что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). И как Его проповедовали святые отцы, так следует и нам исповедовать и прославлять Его.
Апостол Павел говорит, что сегодня для многих погибающих наша вера - юродство т.е. безумие, а для тех, кто спасается – благословение (1Кор. 1:18). Эти слова говорят нам о том, что, если мы повседневно исповедуем Бога, то это некоторых соблазняет. Мы причащаемся от одной Чаши. Можно встретить критический взгляд материалистов на это: «Надо же! Чего они из одной Чаши все причащаются? Где тут гигиена, где тут санитария?» Даже многие микробиологи смущаются, говоря: «Ну как же?! Это же источник заболеваний!» Даже в годы проказы и тяжелых инфекционных заболеваний, люди все равно приходили в храм и причащались. Но для некоторых это было соблазном.
Вспоминается случай, как одна женщина (микробиолог), работающая в лаборатории с микроскопами, взяла мазок с иконы, к которой прикладывались все люди, приходящие в храм. И когда она под микроскопом посмотрела на эту бактериальную среду, то увидела, что там микробов нет. Она очень удивилась и подумала, что, возможно, это ошибка. Затем посмотрела под другим микроскопом – все тоже самое. Тогда она взяла в своей лаборатории, в которой все тщательно и неоднократно убирается, проверила у себя на столе, а там масса микробов. И она поняла, что силой Божией и микробы, и болезни, и инфекционные заболевания – поглощаются.
Также и мы, когда причащаемся Бога, в молитвах, во Святых таинствах, мы обновляемся, освящаемся в той мере, конечно, в какой можем сие воспринять. И если мы чистым сердцем и с верой подходим к этой чаше, то мы свято веруем, что Господь в этот момент входит в нашу душу, и делает ее по благодати богоподобной, а все нечистое, которое в нас есть, очищается и исчезает. Господь исцеляет нашу душу.
Одно дело, когда мы приходим к Богу и сообразуем это с отношениями с человеком, который является плотью и кровью, скажем, мы приходим к своим руководителям и то испытываем некоторый трепет, но это человек. А если мы приходим к Богу, то должны осознавать, что мы приходим к своему Творцу, Источнику жизни, Который нам дарует все на спасение нашей души.
И сегодня хотелось бы каждого из нас призвать к тому, чтобы мы правильно исповедовали веру, не смущаясь теми неверными толкованиями, которые рождаются ныне, но исповедовали Бога так, как исповедовали его Святые Отцы. Вот разница какая, мы порой смотрим на человека, интеллектуально развитого, который изучает на основе каких-то фактов исторические события, открывает первоисточники и на основании этого доказывает, что это событие когда-то имело место быть. И мы верим его авторитетному слову. Тоже самое происходит у нас со Святыми Отцами.
Мы иногда говорим, мол, «Святые Отцы», а на самом деле глубоко не понимаем, что это были за люди. Они были подобны нам, но многие из них смогли победить в себе грех. Что значит победить грех? На примере нашей жизни мы уже неоднократно заметили, что это не так просто победить в себе грех. Пусть тебя что-либо раздражает, но вот попробуй кто-нибудь справься с раздражением. Оно невольно появляется и остановиться мы не можем. Годы проходят, десятилетия, а грех живет, и более того, он множится и производит другие грехи, а остановить этот процесс духовного разложения не можем.
А Святые отцы смогли, и не только приостановить этот процесс духовной деградации человека, но они смогли и победить грех, а место своей души, где раньше обитал грех, заполнили благодатью Святого Духа, т.е. насытили душу добродетелями. И вот об этих людях мы можем сказать, что они Святые Отцы, поскольку они победили в себе грех. И вот, когда этот Святой человек свидетельствует о вере, то хочется ему доверять.
Приведем даже всем нам известного нам Святителя Иоанна Златоуста. У него множество творений, оставленных в его письменном наследии. Когда мы открываем его книги, так это же кладезь мудрости, духовного потенциала, который черпаешь и насыщаешь свою душу! И вот эти вот люди прежде чем написать о Боге, сказать о Нем, засвидетельствовать, доказали это на деле. Вот ушел человек в пустыню, представьте, образованный человек, мать влиятельная, ну казалось бы живи ты, устрояй свое положение, возрастай в карьерном росте… а он уходит в пустыню. Побеждает грех, а потом только возвращается проповедовать людям. А преп. Серафим Саровский. Попробуй уйди сейчас в лес, даже при нынешней цивилизации. Возьмите рюкзачок, положите туда вещи первой необходимости и поживите недельку. А представьте не взять с собой ничего, кроме топорика, и уйти в лес, питаясь лишь травкой. Долго мы так протянем с вами? Наверное, сбежим через три-четыре дня, потому что посчитаем себе это непосильным.
Сила Духа этих людей была такова, что они призирали свою плоть в борьбе со страстью и когда кто-либо встречался на пути, то он склонял голову, чтобы не увидеть человека и не подумать ни о ком другом, кроме как о Боге. Представляете, как Господь помогал этим людям соблюдать душевную чистоту! И вот в этой продолжительной многолетней борьбе со страстями, они выходили победителями. И потом уже Матерь Божия призывала на подвиг служения людям. Прошли десятилетия, они приходят, будучи старцами, разве такому человеку нельзя верить? Я думаю можно доверять и доверить ему и свою жизнь. Почему? Потому что человек в Духе Святом. И этот человек не просто говорит. Эти люди не могут лгать обманывать, потому что через них свидетельствует Дух Святой, а такие словеса легко ложатся на сердце, принимаются и затем воплощаются в жизнь.
Именно такие Святые Отцы оставили нам веру, и мы должны эту веру свами донести до сознания других людей, подобных нам, своих близких. И тогда наша жизнь будет иметь какой-то смысл. Но если мы сегодня живем, только ради самих себя (как прокормит семью, заработать денег, построить дом, засадить участок и т.д. этим делам нет конца), то, конечно, такая жизнь не будет иметь глубокого смысла. А у нас есть призвание – послужить своим близким. И прежде, чем мы послужим близким, мы должны с вами тоже потрудиться над своими душами, очистить их от греха, и если мы даже этого не сумели, то хотя бы будем учиться у Святых Отцов, как они думали. Вы почитайте, как они думали, о чем они думали. Мы проходим мимо какой-то красоты, прошли и забыли, а возьмем к примеру св. Иоанна Кронштадского, который садился вечерами, после того, как тысячи людей приходили к нему, и любовался цветочком, а мы уставшие, приходим домой и спим или пялимся в телевизор или еще чем-то занимаемся. Вот сравните свою жизнь и жизнь людей Святых. И вы поймете, что этим людям можно и должно доверять. Поэтому будем исповедовать Бога так, как Бога исповедовали Святые Отцы во спасение своей души и многих кто нас будет слышать. Аминь.