Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и с очередной предуготовительной неделей Великого Поста о блудном сыне. У каждого из нас есть свое понимание Бога. И правда в том, что сколько человек бы не спросил, каждый расскажет о Боге по-своему. Но чтобы приблизить нас к правильному пониманию Бога, и Его человеколюбию, Господь предлагает нам притчу о блудном сыне:
“15.11. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; 15.12. и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.15.13. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.15.14. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; 15.15. и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; 15.16. и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.15.17. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; 15.18. встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою 15.19. и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.15.20. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.15.21. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.15.22. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; 15.23. и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!15.24. ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.15.25. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; 15.26. и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?15.27. Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.15.28. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.15.29. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; 15.30. а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.15.31. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, 15.32. а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лк. 15, 11–32).
Эта евангельская история учит нас многому. Но больше всего она показывает нам то, что Господь человеколюбив. Я знаю, что каждый из нас представляет Бога по-разному. Кто-то представляет Его как строгого, но справедливого Судью. Порой нам кажется, что Бог нас никогда не простит и что грехи наши настолько тяжкие, что мы не достойны никакого прощения. У некоторых людей, наоборот. Им кажется, что Бог простит все, и нечего переживать и волноваться. Существует две такие крайности. Мы слишком надеемся на человеколюбие Божие, или представляем себе страшного Судью, Который спросит за все, и пощады никому не будет. Все грешники пойдут в ад и будут гореть в вечном огне. Бесы будут вечно “жарить их на сковородках”.
Такое примитивное представление, конечно, и Богу нашему тоже причиняет боль. Боль от того, что мы не понимаем, как это все будет происходить. Конечно, никто из нас не может быть уверен в том, как это будет происходить. Или есть среди нас такие, которые знают, что будет дальше? Ведь мы даже не знаем, что будет завтра. А что будет через десять, двадцать, сорок или шестьдесят лет? Как нас будет судить Бог, никто из нас не знает. Но эта притча показывает нам некий образ будущей жизни.
Представьте себе, что отчий дом – это то Царство Небесное, которого желает наше сердце. Придет момент, и все мы умрем. По смерти предстанем перед Богом. Нам ведь приятно думать о том, что нас встретит Отец. Он будет искать любой повод, чтобы нас оправдать. Он не будет искать причины, чтобы осудить, а будет искать повод, чтобы оправдать. Вот с такой мыслью мы будем умирать с надеждой. С надеждой на то, что Бог милостив и сумеет каждого простить. Однако для этого нам нужно вынашивать одну единственную мысль о том, что мы иногда ошибаемся, и нам, конечно же, придется держать ответ перед Богом, но там нас ждет снисходительный Отец.
Я хотел бы подчеркнуть еще одну мысль этой притчи. Это недальновидность и неразумное поведение младшего сына. Ведь это зачастую напоминает нам нас самих. Наш ум, как острый нож. А что будет, если человек будет управлять ножом нетвердой рукой? Есть опасность в том, что человек может навредить как себе, так и другим людям. Так поступают многие из нас: мы не контролируем ум и это причиняет нам много боли. По этой причине мы все ошибаемся. И очень больно ошибаемся! А чтобы не ошибаться, нам нужно научиться пользоваться своим умом. Что по этому поводу нам советуют святые отцы? Они описывают ум в образе ретивой, необузданной лошади, которую нам следует обуздать. А обуздав свой ум, мы сможем им управлять. Он не будет нам вредить и приносить боль и страдания. Тогда мы сможем использовать его на благо себе, на благо другим людям, и во славу Божию. Тогда ум станет для нас хорошим спутником и другом, который будет нам все время сопутствовать. Какое решение бы мы не принимали, маленькое или судьбоносное, мы будем принимать его своим умом, который будет сообразен с умом Бога. А для того, чтобы это было единство ума человека и Бога, или некая, если хотите, сообразность, то нам всегда надо испытывать свои мысли. Нужно ставить себе вопрос: “Чего в этой ситуации хотел бы Бог?”
Чего Господь хочет от нас сейчас? Он хочет, чтобы мы были добрыми и отзывчивыми, чтобы мы перестали страдать, чтобы перестали мучить свой ум. Тогда в жизни все будет складываться иначе. Нам не надо будет бояться того, что ум является нашим врагом, которого не надо слушать и который искушает нас… Я хочу сказать, что для того, чтобы начать принимать правильные решения, нужно научиться обуздывать свой ум. Нужно сделать так, чтобы не он управлял нами, а мы управляли им. Это станет великим благом для нас. И то наследство, которое даст нам Господь, мы сможем использовать с умом для своего блага и для блага других людей. В чем да поможет нам всем Господь! Аминь.