Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня и памятью святой равноапостольной Марии Магдалины.
Сегодня мы слышали Евангельское повествование о двух слепцах. Это всем известная история. Иисус Христос, находясь среди множества людей и идя впереди, услышал двух слепцов, которые кричали вслед Ему: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас!" (Мф. 9:27).
Этот возглас явился прообразом, по учению святых отцов, Иисусовой молитвы, когда мы говорим: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". И святые отцы не случайно ставят акцент именно на этой молитве, потому что вспоминается Сын Божий и это очень напоминает нашу духовную слепоту, когда мы взываем к Богу о том, чтобы он просветил нас светом Своей истины и просветил жизнь так, чтобы она стала яркой, светлой и богоугодной.
Вы знаете, очень часто приходят люди и говорят, что, зайдя в храм, не чувствуют благодати Божией или не чувствуют радости, нет восторга души, праздника души. И думают, что этому причина – плохая молитва. Рассеивается, зашёл, собраться не может, пытается сделать над собой усилие: и глаза закрывает, и пытается сосредоточиться, но никак не получается. И к концу богослужения ему кажется, что он пришёл напрасно. Он пытался, но что-то не дало ему искренне помолиться Богу.
Причиной чаще всего является то, что мы не соответствуем своему христианскому образу. Нам, порой, кажется, что Богу молиться мы должны только в храме: пришли и помолились – а всё остальное время – это оправданные заботы светские и мирские. И мы говорим: "Ой, у нас работа тяжёлая, бывает даже занудная. И не хватает ни сил, ни времени, ни терпения, чтобы помолиться искренне Богу". И помолиться Богу мы уже приходим в воскресенье или в субботу вечером. Пришли, а тут раз и молитвы нет. Это говорит о том, что наша душа не подготовлена была, понимаете? Мы же не принимаем пищу один раз в неделю, в воскресение? Представьте, голодает человек, голодает-голодает, пришёл, хочется наесться, а нельзя. Нельзя, потому что уже будет не полезно организму, изголодавшемуся от пищи духовной, понимаете? И нам, получается, Господь даёт благодать Свою дозированно, по чуть-чуть, маленькими дозами, чтобы нам не навредить, потому что не привыкла душа молиться Богу.
И эта история о слепцах напоминает нам о том, чтобы Христа мы сопровождали всегда. Он ведёт нас, идя впереди, а мы вслед за Ним говорим: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешнаго" и представляем себе нашу духовную слепоту, наше невежество перед Богом, своё недостоинство и греховную природу. И когда мы осознаём, что слепы, что больны, что нуждаемся в помощи Божией, тогда Господь даёт нам много благодати и, придя в храм, мы находим что-то особенное здесь – утешение. Мы взывали к Нему с раскаянием: "Помилуй мя", а сюда пришли и получили облегчение, воскресный день для нас стал праздником, на душе стало светло, спокойно, понимаете? Мы начинаем соответствовать христианскому образу жизни. Мы принесли Богу покаяние, и признали, что Он существует в своей молитве, мы верим в Него, поэтому призываем Его имя. И получаем от Господа утешение малое в течение недели, а в воскресный день получаем великое утешение. Причащаемся Святых Христовых Тайн и чувствуем, что с нами произошло какое-то чудо, произошли перемены, изменение нашего внутреннего мира, изменение нашего сознания. Мы по-другому стали относиться к людям, к самим себе, мы уже не находимся в какой-то печали.
Конечно, понять слепцов может только человек, который был на их месте, но нам достаточно порой побыть рядом с таким человеком, который слеп. Начните день с обыденности слепого человека. Представьте, он пытается открыть глаза – а его окружает тьма, он пытается найти свет глазами – у него не получается, он глазами пытается зацепиться за что-то, чтобы созерцать, он ещё, может, во сне не осознаёт, что он слеп, пытается что-то увидеть во сне. Ночь – это единственное время, когда он что-то видит, а так в течение дня его окружает тьма. И так каждый день. Это хуже, чем хромой, без руки, без ноги, это страшное состояние. Слепота – это страшное состояние.
У нас с вами есть слепота духовная, мы также слепы. Согласитесь, мы разве понимаем какие-то духовные вещи? Только так, приблизительно, какие-то очертания, чуть-чуть что-то проявляется, едва-едва определяем что это. Мы порой пытаемся найти Промысел Божий, волю Божию и всматриваемся: "Ну где же она, эта воля Божия?". О чём это говорит? Что мы слепы, мы её не видим. Простые очевидные вещи, Господь пытается нам её открыть и поворачивает нас к свету, а мы всё равно поворачиваемся ко тьме. Он хочет, чтобы мы любили, а мы хотим ненавидеть, Он хочет, чтобы мы думали хорошее, доброе о человеке, а мы хотим думать плохое о человеке, видеть какую-то грязь, осуждать его, раздражаться. Разве этого Господь хочет? Разве Он хочет этой слепоты нашей духовной, когда кругом свет, а нам кажется, что всё во тьме? Столько замечательных людей стоит, а нам кажется, что все плохие. Разве это не мрак души, разве это не слепота духовная? А когда Бога мы почти никогда не видим и не чувствуем?
Мы читаем в Ветхом Завете: "Енох ходил пред Богом" (Быт. 5:22), "Ной ходил пред Богом" (Быт. 6:9). А мы ходим перед кем? Перед суетой. У нас постоянно перед глазами какие-то проблемы и переживания. О чём переживаем? О чём угодно, но только не о Боге. О себе, о каких-то делах. Деньги потеряли – переживаем, дом не достроили – переживаем, с детьми проблемы – переживаем. Ну, обо всём переживаем! Даже когда носки порвались – всё равно переживаем. А вот переживать о Боге, переживать Его в своей душе, почувствовать Его рядом с собой, мы не можем почему-то, странная вещь. Задумайтесь над этой простой, элементарной вещью, Бог рядом с нами. Где Он? Почувствуйте Его, ходите перед Ним – и жизнь становится проще.
Мы тогда получаем от Него откровения, свет. В свете мы видим. Не полностью конечно, потому что очень тяжело понять ум Господень, но Господь специально даёт для покоя нашей души очертание всего происходящего. Чтобы мы поняли, почему случаются скорби, почему появляются какие-то болезни – всё это ради одной цели, чтобы мы вспомнили о Творце, чтобы мы увидели Его своими глазами. И это возможно. Не ставьте это в разряд чего-то недосягаемого: "Ну, святые, они видели, а мы люди грешные, поэтому видеть мы не можем". Это самообман, может даже богохульство, потому что Бог явно перед нами предстоит, а мы отрицаем, что способны Его видеть.
Поэтому будем просить Бога, чтобы Он нам открыл глаза. И в этом нам поможет Иисусова молитва. Упражняйтесь в ней. И тогда, прийдя в храм, вы почувствуете Бога, почувствуете тепло, любовь. И Таинства в полной своей мере будут действовать на вас. Сейчас они действуют в ту меру, которую мы можем воспринять, как я сказал, про изголодавшегося человека, чуть-чуть, чтобы не навредить душе. Поэтому будем чаще призывать свет Божий и здесь мы увидим свет Божий открытыми глазами, почувствуем Его и получим великую радость. Аминь.