Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Всякий раз, когда мы говорим о вере, то вспоминаем определение, данное Церковью, о том, что вера – это уверенность в невидимом, как в видимом. Но мы должны понимать, что это гораздо больше и глубже. Это целая система ценностей и убеждений. Это движущая сила, которая способна совершать великие и славные дела. Такие, как совершали Моисей и Авраам, Иосиф и другие святые люди прошлых и настоящих веков. Именно вера и их сила убеждения помогала им дойти до того уровня святости, о котором мы говорим и мечтаем, но, к сожалению, сами не действуем так же, как эти люди.
Когда я говорю об убеждениях, то я имею ввиду некий духовный принцип. У нас существует ложная система убеждений, которая вкрадывается в сознание человека и пытается быть диктатором над ним. Это могут быть и всякого рода суеверия, которые пришли из язычества, и неправильное понимание святоотеческого наследия, неправильное понимание евангельского духа и т. д. Человек может искренне заблуждаться, думая, что вера – это значит придерживаться каких-то правил, обрядов и традиций. Этим он заканчивает свой путь духовного развития, потому что считает по своему ложному мнению, что этого достаточно.
Так случается, что мы длительное время придерживаемся каких-то убеждений с раннего детства, потому что нас так научили. Научили нас, например, бояться Бога. Да, безусловно, начало премудрости – страх Господень. Но бояться Бога – это не бояться Его наказания. Это боязнь обидеть Его человеколюбие, Его любовь и выполнить свой дочерний и сыновний долг перед Богом. Вот что значит бояться Господа.
Святые отцы конкретно указывают, что есть рабский страх, а есть сыновний. Поначалу мы можем бояться как рабы, потому что придет Господь тогда, когда мы не ждем, и накажет нас. Либо мы настолько любим Бога, что боимся обидеть Его в любом проявлении нашей жизни. То есть в отношении к человеку мы боимся обидеть Бога, своим равнодушием и неблагодарностью в отношении всего, что с нами происходит. Это только одно убеждение. Оно тоже в какой-то степени может доминировать над всей нашей жизнью. А ведь если человек будет бояться, то так и не поймет любовь Божию. Христа он так и не поймет за всю свою жизнь. Потому что будет просто бояться и соблюдать букву закона. Таких убеждений у нас десятки.
Когда мы оглядываемся назад, имея способность анализировать свою жизнь, то мы понимаем, что годы проходят, а роста нет, перемен никаких нет. Потому что частой причиной являются наши ложные убеждения. Допустим, такое убеждение, что Бог сам все может совершить. Мы приходим в храм, молимся и ждем чуда. Вот произойдет чудо, и человек моментально измениться. Снизошла благодать на человека - и он сразу стал таким хорошим, мягким и добрым. А когда человек выходит за пределы этой благодати, за пределы Божия покрова, за пределы покрова Божией Матери, за пределы этого храма, то он опять становиться таким же, как всегда. Вы, наверное, уже замечали, что здесь мы одни, а там (вне храма) мы другие? Здесь мы улыбаемся и говорим хорошие слова: « Спаси Господи! Желаю тебе спасения». А выходя за пределы этого храма, мы становимся совершенно другими людьми.
Хотя, честно признаться, меня очень беспокоит, что люди сейчас себя того другого, приносят даже в храм. Человек позволяет себе отворачиваться от другого человека, позволяет себе обижаться, гордиться, осуждать и косо смотреть на другого человека. Это уже происходит даже в святом месте. А это говорит о том, что человек живет убеждениями, что он ради человеческой справедливости, всегда прав, и он может позволить себе такое поведение. А даже если и не хотел так себя вести, но это случилось, то человек думает, что Бог его все равно простит. Бог то простит, но как быть с тем, что мы не меняемся. Он простит, но наказанием нашим будет отсутствие духовного роста. Не произойдет каких-то радикальных внутренних перемен.
Здесь проявляется такая духовная болезнь – синдром привыкания к святости и святыням. Мы можем неосознанно лобызать иконы ради приличия, мы можем участвовать в Таинстве Причащения и тешить себя мыслью, что у нас все хорошо. А если до конца быть перед Богом и перед собой честными, то насколько это все будет хорошо? Может Господь ждет от нас чего-то большего? Ведь есть сила, которая поднимет нас с нашим же участием и позволит перемениться нашей жизни даже в мелочах. В таких вещах, как слово, взгляд, переживаемое чувство. Это будет нашим неким счастьем, когда мы увидим себя внутренне преобразившимися и переменившимися.
Загляните внутрь себя. Что вы там увидите? Может быть – тьму? Я не хочу сказать, что это относится к каждому. Но это относится к большинству. Если человек найдет минутку для себя и погрузиться внутрь себя, то он увидит там тьму. Света нет, любви нет, и нет вот этой движущей силы, которая бы толкала нас на славные и добрые дела, о которых бы можно было сказать с гордостью, в хорошем смысле этого слова. Вот он предстоит перед нами – христианин. Взгляд светлый, дух бодрый, тело здоровое. У него есть иммунитет и духовный, и физический. Он всегда радуется. Он за все благодарит Бога. Он любит Господа и боится Его обидеть. Вот где настоящая, христианская сила убеждения! Если вы хотите увидеть себя – посмотрите в зеркало. Как там? Все нормально? Посмотрите глазами на свое отражение. Что вы там увидите? Вот о чем я говорю. Даже если вы уже поставили крест на своей духовной жизни и никак себя не видите духовным человеком – это ваш выбор и ваше решение. И возможно, что вы уже поставили на своей духовной жизни такую жирную точку: “ Это конец. Перемены в моей жизни не возможны. Я же не святая” Да, конечно, пожалуйста, вы можете с этим жить и дальше. И, может быть, вы станете, пусть даже не духовными, а просто хорошими людьми?
Давайте хотя бы делать хорошие поступки. Уже тогда может быть появится уверенность, что мы способны на большее? Сделать себя другом себе. Не врагом, которого мы постоянно мучаем и укоряем в том, что он ни на что не способен и не готов на какие-то духовные перемены. Мы можем пойти за Христом и совершить хорошие дела в силу наших убеждений. А для этого нужны только две вещи: захотеть это сделать и поверить в себя. Тогда начнутся внутренние перемены. Ведь наша система не только духовного, но даже и физиологического человека устроена так, что как только появляется какое-то убеждение, то оно корректирует всего человека к достижению этой цели. Все происходит как будто само по себе. Потому что, конечно, вместе с силой убеждения действует и благодать Божия на человека. Тогда человек становится способным к очень быстрым переменам. Вот что нам необходимо.
А от нас требуется только решение. Либо вы готовы на быстрые перемены в своей жизни и что-то для этого делаете, либо нет. Вы берете и полностью меняете систему своих ценностей и убеждений. Вы берете и целенаправленно все переворачиваете и пересматриваете каждое свое убеждение. А если убеждение вас мучает, и вы не двигаетесь вперед, то его необходимо пересмотреть. Раз нет движения – значит оно Богу не угодно. Либо вы выбираете оставить все как есть. И пусть оно все идет, как идет. Это как по течению плыть безо всяких усилий, и будь как будет. Я, конечно, уверен, что по милости Божией вы спасетесь, приняв и такое решение. Потому что, возможно, на последнем издыхании вы осознаете некоторые вещи и, вздохнув, скажете: « Господи, прости меня за мою бесполезную и бесплодную жизнь» И Господь вас пожалеет. Но вы войдете к Богу просто из Его сострадания: “ Ну, заходи уже несчастный человек”… Либо вы уже сейчас можете быть радостными и благостными и войти в этом состоянии в радость Господа своего. Потому что вы при жизни Его любили, вы при жизни Его благодарили и во всех проявлениях Бога вы это ценили и приняли. Тогда это уже будет другое качество жизни человека здесь и в будущем. Выбор за вами. Вы должны сами принять решение как вы хотите жить. Какой системы убеждений вы будете придерживаться, чтобы развиваться и как человек, и как христианин. В чем да поможет вам всем Бог! Аминь.