Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. В этот святой день мы чествуем новомучеников и исповедников Российских, людей, которые пострадали во время безбожной власти. Мы знаем, что был такой строй власти, который хотел искоренить Бога из общественной жизни. Надо сказать, что они в какой-то степени преуспели. В то время практически едва-едва можно было найти людей, которые могли открыто исповедовать Бога, говорить о Боге, читать святые книги, изучать святоотеческое наследие. Очень многие из тех, которые оставались верными Богу, испытывали крайние ограничения и почти не могли говорить о Боге.
Но были и те, которые открыто исповедовали Творца, за что и пострадали в тюрьмах и лагерях. Дело обстояло так, что они не могли не говорить о Боге, потому что они Его любили, они Им жили, и Сам Бог жил в них. Они не могли иначе. Они не могли жить, дышать, говорить и что-либо делать без Бога. Поэтому они и пострадали. А мы сегодня совершаем их память, потому что они, как мы верим, вошли в лоно святых мучеников и исповедников за Христа и удостоились великой чести быть сонаследниками Христа и Бога нашего. Эти люди были особенными. Их особенность заключалась в том, что они были людьми с очень открытыми сердцами. Эти люди как бы поднимаются на высоту птичьего полета и видят картину этого мира в более ярких красках и более ясно.
Когда мы за сегодняшним богослужением слушали евангельское повествование, то вспоминали встречу мытаря Закхея со Христом. Как мы помним, из-за своего низкого роста, он был вынужден залезть на дерево, чтобы увидеть Христа, Который шел посреди огромного числа людей, следовавшего за Ним. Именно вот эта высота, к которой стремится человек и позволяет нам увидеть Истину. Это справедливо будет заметить и в тех людях, которые пострадали во времена гонений за Христа. Ведь они тоже залезли на дерево добродетелей, чтобы увидеть Истину. Увидев ее, они уже не смогли жить иначе. Они не могли смотреть в глаза беззаконию и сказать, что это хорошо и справедливо. Помните, лозунг советского времени «Человек – это звучит гордо»? То есть там пытались возвеличить природу человека, но совсем забыли о природе человеческой души и ее сопричастности Богу. Те святые люди не могли принимать этой идеологии, и поэтому были открытыми и честными до конца.
Мы тоже разделяемся на две категории людей. На людей, которые смотрят на Истину открытыми глазами и сердцами, и которые исповедуют Бога и не боятся признать существование Бога в своей жизни. И такие люди идут в разрез всей общественности, идеологии и политики. Ведь нас то особо не беспокоит и не тревожит политика. А почему? Потому что мы признаем для себя то, что мы являемся людьми другого мира, людьми Царства Небесного. Нам ведь Бог обещал сделать сонаследниками Рая. Он это слово обязательно сдержит, если мы не будем отождествлять себя ни с какими строями, идеологиями и политиками. Мы с вами особенные. Мы “влезли на дерево добродетелей”, приняв святое Крещение, и увидели Истину. Правда, у каждого из нас свое видение этой Истины. Каждый из нас по-своему понимает правду. Мы молимся Богу, признаем Христа Богочеловеком, признаем Его сопричастность к нашей жизни. Но каждый делает это по-своему. Это действительно так и есть.
Спроси каждого из нас и каждый по-своему расскажет, как он исповедует Христа, и как он Его любит, и как Ему верит. Хотя, конечно же, есть и какие-то общепринятые слова, которые звучат в “Символе веры”, в молитве, которая учит нас правильно исповедовать свою веру. Но, в частных случаях, узнав об опыте человека общения с Богом, наверное, у каждого из нас будет своя история. То есть мы тоже своими сердцами открыты Богу. Мы познали эту Истину. Без нее мы уже жить не можем. Но ведь есть и другая категория людей. Это люди, которые не готовы принять для себя эту Истину. Я их не сужу, и не пытаюсь разделять их и нас на черных и белых.
Каждый из нас находится на пути познания Бога и Истины. И, возможно, придет время, когда люди, не познавшие Бога, тоже откроют свои сердца и сделают свою жизнь сопричастной Богу. Но нам надо позволить дать им возможность и время на приобретение этой Истины. Если вы вдруг в толпе замечаете невежество и несправедливость людей, то не торопитесь их судить. Сдержите себя и поймите этих людей. Ведь они просто не готовы. Среди новомучеников и исповедников тоже были люди, которые испугались. Вы думаете, они потеряли верность Богу? Нет! Они просто были не готовы пострадать за Христа. У них не было такого горячего и открытого сердца, чтобы идти до самого конца. Но они тоже остались верными Богу. Среди таких людей были даже и коммунисты. Это были хорошие люди, которые вынуждены были идти по течению этой толпы, которая их понесла. Они делали это не добровольно, а по стечению обстоятельств.
Поэтому, когда мы говорим, что было время безбожной власти, то у нас рисуется образ ярого большевика-коммуниста с револьвером или винтовкой, стреляющего в верующих людей. Нет, мы не должны пытаться осудить власть и людей. Ведь среди них были и простые люди. Да, конечно, среди них были и люди бесноватые, которые совсем не управляли своим умом. Они как будто приобрели демоническую природу и любой ценой пытались сделать страну безбожной. Были и такие. И это правда. Но даже их мы не беремся осуждать. Их будет судить Бог. Ведь были и те, которые исцелились от этого беснования. Они одумались и исправили свою жизнь. И таких примеров раскаяния много. А ведь были добрые и светлые люди, которые были подвержены вот этой идеологии того времени. Мы с вами, кстати говоря, являемся детьми таких людей. В то время действительно было сложно креститься и ходить в храмы. Мы должны сказать спасибо нашим бабушкам, которые умудрялись найти способ, чтобы поддерживать в это непростое время свою веру в Бога и пытались воцерковить еще и своих родных. У них получалось даже тайно крестить и воцерковлять коммунистов.
Вот это и есть две категории людей. Люди с открытыми сердцами, и с закрытыми сердцами. К какой категории относитесь вы, решать вам самим. И я не имею право разделять вас на плохих и хороших. В этом может разобраться только сам Бог. Он может взять вас на руки и, взвесив то, из чего вы слеплены и чего вы стоите, сказать замечательный вы человек или не очень замечательный. А мы с вами для себя должны выбрать нейтральную позицию, чтобы никого не осуждать. Мы должны помнить, что мы принадлежим Богу и являемся сонаследниками Царства Небесного, и что мы чада Света.
Тогда, стоя рядом с теми, кто будет стоять справа и слева, мы не будем пытаться себя ни с кем отождествлять: ни с политикой, ни со строем, ни с идеологией. Мы просто будем жить той жизнью, которую обещал нам Бог. Жизнью в Боге. И это не мало, а много значит. Всегда помните, кем вы являетесь, чтобы быть верными до конца, как когда-то были верными наши предки. Аминь.