Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня, а также с памятью иконы Божией Матери «Почаевской» и памятью святого праведного воина Феодора Санаксарского. В этот день, наряду с воскресным днём, совершая память в честь Пресвятой Богородицы, не помешает вспомнить одно из чудес, которое состоялось в 1675 году в Почаеве, в Свято-Успенской Лавре. Когда турки подошли к обители, они увидели великое чудо – явление Самой Пресвятой Богородицы, рядом стоящих ангелов и склоняющего колени святого праведного Иова Почаевского. Когда враги, увидев это небесное явление, дерзнули стрелять стрелами, то эти стрелы стали возвращаться в тех, кто их пускал, поражая многих. Потом между ними состоялась брань, многие погибли, других взяли в плен. Взятые в плен по воле Божией приняли крещение и остались в монастыре. Память этого чудесного явления состоялось как раз-таки в этом месяце 400 лет спустя. Господь показал нам великое чудо и особую милость, и покровительство Пресвятой Богородицы.
Много чудес совершалось по молитвам Пресвятой Богородицы, но не часто Она Сама являлась и врагам, и тем, кто Её прославляет. Мы, предстоя в храме, редко задумываемся о том, перед Кем мы стоим. Да, мы видим иконы и со Спасителем, и с Божией Матерью, и с праведниками, угодниками Божиими. Но мы часто смотрим без мысли о том, что Они предстоят с нами рядом. Нам представляется, что Небесная Церковь – это где-то очень далеко, там, в галактике, место расположение которой никто не знает. Святые, Пресвятая Богородица – это что-то такое далёкое, непостижимое, неосязаемое и его сподобляются только те, кто особым образом угодил Богу. Это не совсем так.
Поскольку мы с вами христиане, то должны, наверное, прислушиваться к голосу Церкви, через святых отцов, которые учат, что Господь рядом предстоит и сейчас с нами, и Пресвятая Богородица, и воинства ангелов, и сонмы святых угодников. Да, они незримы, но они предстоят. Они предстоят также, как если бы предстояли наяву.
Мне вспоминается случай одной женщины. Однажды на праздник, придя в храм, она увидела явно, как Господь ходит по храму в алтаре. Увидев это, она, конечно, была изумлена и долгое время держала это в тайне, потому что, наверное, такие вещи не открывают всем. Но ей Господь показал, что Он незримо предстоит. Так же и в отношении к Пресвятой Богородице.
А сейчас подумайте, как бы изменилось наше отношение к храму, к молитве, если бы мы действительно увидели Бога и Пресвятую Богородицу? Где-то там, наверное, что-то вострепетало бы, да? Наши глаза открылись бы, мы бы уже по-другому молились бы. Поэтому очень полезно рассуждать о том, что Господь всё же предстоит с нами.
И всё, что мы делаем сейчас с вами – мы делаем для нашей души. Для тела мы делаем очень много, да? Согласитесь. Одеваем его, причём изящно порой. Вы очень все красиво одеты – это замечательно, это выражает, наверное, в какой-то степени состояние вашей души: вы пришли сюда, чтобы участвовать в торжестве. Но это торжество не плоти, а это торжество духа! Знаете, в чём победа и торжественность души? Мы заставили свою плоть идти в храм Божий, потому что наша плоть – это, как конь, дикий, необузданный, которого нужно оседлать. Наша плоть, она такая, очень капризная: слишком много о ней заботишься – она тебя унесёт неизвестно куда, будешь с ней строже – и, смотришь, она тебе уже и покоряется. Так вот сейчас – торжество духа над плотью, потому что мы из наших убеждений, из нашей веры и любви к Богу побудили плоть прийти во Святая Святых, причаститься Святых Таинств Христовых, и тут торжество духа – он победил! Но это случается не часто, раз в неделю…
Какие мы ещё одерживаем победы над своей плотью? Если мы не позволяем излишества: сластолюбие, чревоугодие. Если не позволяем ей тщеславится и гордиться, гордиться своим состоянием здоровья или своими интеллектуальными способностями. Нам же кажется, что мы самые умные, что мы можем всем давать советы. И когда мы так поступаем, кто торжествует? Плоть, но не дух. Дух, он смиренный, кроткий. Как апостол Павел говорит: «Подражайте мне, как и я Христу» (1 Кор. 4:1-21)]. То есть мы все с вами должны быть подобны святым угодникам Божиим и Самому Господу, и в этом весь смысл жизни.
Мы часто приписываем смысл жизни и счастье совершенно другому: благополучию, здоровью. Когда мы самое главное желаем себе, нашим близким и знаемым, здоровья, то чему мы желаем – здоровья плоти, но никак ни духа. Где же тогда дух? Почему мы так редко о нём задумываемся? Но ведь сила – она в духе. Способность, уникальная человека, которая характеризует человека, его важность, его значимость в этом мире. Это дух, это внутреннее его. Посмотрите, сколько умных людей, но по характеру настолько несносных. Скажи ему, что он на ступеньку ниже своей научной степени – он тебя возненавидит. Понимаете?
А вот дух, он свободный. Поэтому мы должны построить свою жизнь так, чтобы быть свободными от требований плоти, насколько это, конечно, возможно. Это не значит, что мы есть не должны. Да, мы должны кушать, но избегая излишеств. Мы должны одеваться красиво, но без вызывающего вида, который бы собирал тысячи взглядов. Прошла женщина, и тысячи взглядов обратили на неё внимание – так не должно быть. Должно быть – просто, скромно. Тогда это определяет нашу жизнь и наши качества как человека. Поэтому призываю вас и себя в том числе, чтобы мы стремились жить по духу и побеждали свою плоть. Аминь.