Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В Неделю о слепом Святая Православная Церковь вспоминает историю из жизни Иисуса Христа об исцелении слепорожденного. Говоря об этой истории, хотелось бы упомянуть о том, что мы с вами, благодаря Господу, тоже прозрели в Духе Святом через принятие Святого Крещения. Господь делает средство для исцеления больного – брение из своей слюны и земной грязи. И вот этим святым брением исцеляет человека.
Но есть и другое брение - брение смерти, которое лишает человека и жизни и духовного зрения. Чем они отличаются друг от друга? Бренние, сделанное Христом, это то, что мы видим вокруг себя, то творение Божие, которое создал Господь. И, глядя на него, мы видим особую красоту сотворенную Богом. Это красота, ласкающая взгляд, это насыщенность красок нас окружающих, это листья, деревья, цветы. Вы знаете, каждой из этих мелких вещей, на которые мы не обращаем внимания, Господь уделил не меньше внимания. Все это должно делать нас внимательным к мелочам и тогда, глядя на эти вещи, человек сможет открыть для себя чудный Божий мир.
А есть брение смерти - это мусор земли, который человек, образно говоря, облизывает. Это страсти, это привязанности человека, это информационная грязь, которую мы съедаем. Ум человека становится тяжким брением и лишает его духовного зрения. Он становиться близоруким и не видит дальше того, что ему предлагают. Допустим, в светской среде сформировалось какое-то определенное мнение, и именно так и принято думать. И вот эта близорукость понимания того, что мы видим, лишает нас возможности видеть глубже, проникнуть в суть вещей.
Вот вы, наверное, заметили, что чаще всего на все вещи мы смотрим поверхностно. Это и говорит о том, что мы под воздействием вот этого общего мнения, созданного другими людьми. Скажи, что цветок красного цвета, мы будем думать и говорить, что он красный. Но ведь существует много более насыщенных и сочных оттенков красного. А если на такие вещи смотрит художник, то он смотрит совершенно другим взглядом. Согласитесь, что взгляд творческой личности отличается от обычного видения. Художник видит глубже, он видит более детализировано. Он смотрит на листочек и видит на нем каждую жилочку, он видит множество оттенков, видит, как ложится свет, как падает тень. Вот мы с вами пройдем мимо этой красоты, а он остановится и все увидит, а потом обязательно подчеркнет все в своих картинах.
Если мы обратим внимание на историю иконописи прошлых веков, то найдем, что эти иконы тоже были созданы из брения - из земли, из минералов, из травы, из соков земли. Из всего этого создавались картины и иконы, которые мы сейчас лобызаем как святыню. И они сохраняются сотнями и может быть даже тысячами лет!
Вот и посмотрите какая разница между брением смерти и брением жизни! То, что предлагает нам мир, засоряет наш разум и делает наш ум ограниченным, а интеллект – не способным видеть «дальше своего носа». Брение жизни же делает нашу душу, наше видение и чувство восприятия более глубоким. Господь пришел к нам и принес свет, но под этим подразумевается не только наше воцерковление. Просто, чаще всего у нас так принято думать: «Вот человек переступил порог Храма, воцерковился и значит вошел в свет Христов». А дальше что? Неужели на этом его духовное просвещение останавливается? Если мы просвещены светом Христовым, то мы должны сами стать частью этого света. Если Господь принес нам жизнь, то мы должны быть этой жизнью. И если Господь пришел и принес в этот мир любовь, то мы сами должны стать частичкой этой любви.
Только тогда это можно назвать духовным просвещением, когда все просвещается изнутри и открывает человеку глаза, и он начинает по-другому смотреть на весь мир. Смотреть так, как святые смотрели на этот мир. Ведь они были очень внимательными и глубоко проникновенными людьми! Они никогда не проходили мимо красоты, они заостряли свое внимание на любых мелочах. Посмотрите, например, как преподобный Паисий Святогорец, сидя на пороге своей кельи, рассматривал обычную маленькую мушку и удивлялся, насколько велик Творец, создавший такое существо, которому Он уделил не меньше внимания.
Да, конечно, мы, как интеллектуально развитые люди, привыкли думать, что венец природы – человек. И мы ставим его на самое первое место и возвышаем все его качества, его интеллект, его достижения. А почему мы вдруг считаем, что эта мушка менее значима в глазах Бога, чем мы, так называемый, венец природы? И только посмотрите, что мы сотворили с этим миром! Венец природы уничтожает этот мир… Хорош венец природы! Для чего Бог дал ему разум, если он подвергает все окружающее такому уничтожению? Он создал оружие массового уничтожения, которое может трижды уничтожить этот мир. Для чего вот это создано человеком? Чтобы уничтожать? Хорошо, давайте будем мечтать, что мы войдем в райские селения, а после себя здесь оставим ад. Нас же там ждут райские селения, а своим потомкам мы оставим пустыню.
Почему мы должны не видеть и призреть малое, растоптав, уничтожив и оставив за собой смерть и пустыню. Поэтому я и говорю, что если человек вошел в свет Христов, то он должен стать светом, дающим жизнь. Что дает этому миру жизнь? Свет. Без света бы все погибло. Без солнца невозможна жизнь. То есть мы должны быть частью этого солнца. И не только для этого тварного мира, но и подготавливая себя к вечной жизни. Мы должны частичкой этого солнца примкнуть к Солнцу Правды и именно в этом смысл нашей жизни. А если в нас тьма и если мы так до сих пор и не поняли этих вещей - наша жизнь будет тяжким испытанием и для себя, и для других людей. И это будет видно во всех наших делах.
Поэтому давайте, друзья, настраивать себя так, чтобы то, что нам Господь дал, послужило действительно основой духовного просвещения. Давайте дадим свободу своему интеллекту, чтобы увидеть окружающий нас мир во всей полноте. Как вам кажется, не лучше ли видеть трехмерное пространство? Так зачем заменять его двухмерным в телевизоре. Да мы можем “пялиться” в экран и это отнимет у нас только зрение - и физическое, и духовное. А созерцая этот мир, созерцая красоту, мы найдем в себе способность увидеть жизнь. Поэтому каждого из вас я призываю к этому свету, к этой жизни. И не на словах, а на делах.
Приведу простой пример. Когда мы кушаем, то можем неосознанно потреблять пищу, думая о чем-то своем. Мы кушаем, не понимая того, что пища эта дает возможность человеку дальше жить. Но ведь мы можем глубже проникаться в суть этих вещей и делать их осознанно. Можно потреблять пищу, понимая, что то, что ты потребляешь, вырастила мать-земля. Она дала тебе частичку жизни, чтобы ты жил дальше. Мы кушаем салат, хлеб и даже не понимаем, что все это нам дал Господь. Светило солнце, поливал дождик, Господь благословлял благорастворение воздухов, чтобы вот этот плод, который вырос, вы съели себе для жизни. И когда ты кушаешь, понимая эти вещи - ты потребляешь пищу с большим удовольствием и с большей пользой для самого себя. Но если кушать это бесчувственно, раздражаясь, о чем-то переживая, мысля о зле или даже вообще тупо и пусто глядя в тарелку, то эта пища не пойдет на пользу. Понимаете?
И эта, казалось бы, мелочь, тоже помогает человеку открыть глаза на простые обыденные вещи. Мы кушаем пищу, но одна и та же пища может по-разному на нас воздействовать. Когда мы пьем воду, то можем просто глотнуть и побежать дальше. А можем осенить эту воду крестным знамением и потребить ее, понимая, что это часть нашей сущности. Ведь мы большей своей частью созданы из воды. Это наша часть, часть нашей природы, нашей физиологии. И вот это чуткое восприятие дает возможность правильно и с пользой для себя потреблять пищу и воду. И так во многом. Примеров может быть масса.
Так можно относится ко всему, что нас окружает. Допустим, подойдя к человеку, мы можем посмотреть на него как на что-то обыденное: «А, это опять ты? Глаза бы мои тебя не видели!». А можем посмотреть на человека и сказать: “ Господи, да ты же сегодня совершенно другой человек!“. Посмотреть на него свежим взглядом, увидеть в нем что-то необычное, что когда-то ускользнуло от нашего взора, увидеть его по-новому. И это действительно так! Каждая минута все меняет вокруг себя! Нам только кажется, что все осталось по-прежнему, но все меняется. Все без исключения. И люди, которые находятся рядом с нами, уже поменялись. Пять минут назад они были другими, а сейчас ты можешь увидеть их иначе. Ведь любой человек интересен и не раскрыт до конца. Это книга, которую можно читать без конца, и она никогда не надоест.
И если смотреть таким взглядом на любые вещи, то тогда и человек, и предметы нашего постоянного пользования, и пища будет иметь для нас новое значение. И именно к этому я и призываю. Посмотреть на все свежим взглядом, чтобы обогатить наши души и стать способным видеть еще дальше и глубже.
Причастников я поздравляю, с принятием Святых Христовых Тайн и пусть они вам также послужат в этом духовном прозрении. Аминь.