Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы во время службы слышали Евангельскую историю, очень поучительную, которая имеет самое прямое и непосредственное отношение к нашей жизни – это исцеление сына сотника.
Наши дети так часто болеют, что мы находим некоторую аналогию в жизни этого человека. Он был добрым в душе человеком, хотя ещё далёким от Христова просвещения. Он помогал, восстанавливал синагоги. Но у него заболел ребёнок и первым делом, обратите внимание, что он вспомнил о Христе, о Котором в тех землях шла большая слава. Сотник пригласил Иисуса. Более того, будучи человеком начальствующим и имеющим под властью многих людей, он всё-равно пошёл к Нему навстречу – тем самым выразил свою веру в Этого удивительного Человека, в нашем понимании – Богочеловека Иисуса Христа. И милостью Божией по слову Спасителя ребёнок поправился. Господь отметил веру этого сотника.
Я обращаю ваше внимание, потому что мы тоже в некоторой степени находимся на месте этого человека. У нас болеют дети, мы испытываем некоторые трудности в своей жизни. В народе существует такая пословица, что если хочешь узнать человека – посмотри на него в каких-то экстремальных условиях, в беде. Мы находим, что человек в беде начинает раскрываться и не в самых лучших качествах. Но бывают и такие случаи, когда открывается его великодушие. Мы смотрим порой на человека – не привлекает особого к себе внимания, человек как человек, ничем от нас не отличается. Мы даже предполагать не могли, что в нём так много души, что он такой добрый и что такой отзывчивый. Когда мы порой ждём помощи от самых близких людей, и она не приходит, то мы находим её в чужом человеке, который не имеет никакого особого к нам отношения. И раскрываем себе тайну жизни человека. Оказывается, в нём такая большая глубина! Именно в испытаниях раскрывается человек.
Мы не должны воспринимать это как наказание. Послал Господь испытание, и сразу приходит мысль – за наши грехи. Вполне возможно, что за грехи мы ещё большего требуем наказания, но Господь милостив и если попускает нам что-то, то исключительно только по силам. Поэтому в первую очередь Господь преследует иную цель, чтобы мы изменились, чтобы открыли тайну о себе, тайну о других людях, постарались углубиться, понять этих людей – меняется сознание человека.
Когда я в больнице лежал, подошёл ко мне врач и задал вопрос: "Как сыну ответить на вопрос – зачем беды и болезни, смерть и т.д.?" И мне пришло на мысль ответить ему, что в человеке меняется сознание. Вот болел у вас ребёнок, вы пережили эту беду, да? И потом, когда заболеет у другого ребёнок, вы уже проникнетесь к нему, вы его поймёте. А до того мы часто проходим мимо этих событий. Или мы, бывает, по радио или по телевизору смотрим, какие великие бедствия происходят, а сердце не откликается. Как бы перевернули страничку в интернете, прочитали, что самолёт упал, и погибло 180 человек – сердце не ёкнуло, перевернули страничку дальше. Землетрясение, погибло несколько тысяч человек, перевернули страничку дальше. В нас сознание настолько огрубевшее, что мы не проникаемся в жизнь других людей. Погибли люди, и нам как будто всё равно, болеет у кого-то человек, и как будто нам всё равно. Разве таким должен быть человек? Разве он не обладает сердцем, которое любит, которое ласковое, которое доброе, отзывчивое, сострадательное? Так где же наше сердце?
Это я говорю о простых людях. А что уже говорить о христианской совести или о глубине христианской жизни, о нашей любви, которая готова на христианское самопожертвование. То есть наша христианская совесть ещё глубже, ещё понятливее, ещё проницательнее, более дальновидная и не смотрит только на себя. Она смотрит в даль и пытается заметить то, чего другие люди не увидят, понимаете? Поэтому те испытания, которые нам Господь посылает – это возможность, возможность изменить себя, и углубиться в тайну человеческой жизни, понять его, научиться сострадать.
По сути своей мы должны были обойтись без этих скорбей, оно само должно было бы в нас развиваться, но поскольку мы настолько плотски, мы настолько увлечены и свой взор обращаем на другие вещи, нам, получается, до ближнего и некогда или нет дела, поэтому Господь посылает какие-то скорби. Самая главная цель – чтобы нас изменить.
Всё, что мы имеем на сегодняшний день, например, имеем возможность прийти в храм, для чего? Чтобы измениться. Мы имеем семьи, работу, друзей вокруг себя, на которых мы можем положиться, для чего? Чтобы измениться. Чтобы мы использовали любую возможность, чтобы стать лучше, светлее, красивее, благороднее, и в этом наша цель. Если мы будем от этого отмахиваться, откланяться, то тогда мы опять приостановимся в своём духовном развитии.
А сейчас задумайтесь, какой будет тогда итог нашей жизни? Представьте себе: он от всего откланяется, ему ничего неинтересно, он сам в себе, он всё переживает внутри себя, и на закате жизни придёт страшное разочарование, он испытает пустоту, ему будет больно осмотреться назад и понять, что он за свою жизнь ничего хорошего не сделал. Да, он хотел, он очень хотел, читал книги, интересовался, может даже что-то ставил себе целью, однако ничего не делал. И придёт боль, боль, которая потом уйдёт вместе с ним в вечность. С этой болью он предстанет пред Судом Бога, и ему будет стыдно и за себя, и за тех людей, которым он мог принести пользу, но не принёс, и в этой боли хуже наказания не придумаешь.
Поэтому, пожалуйста, дорогие мои, давайте сейчас что-то делать. Научитесь хотя бы для узкого круга людей. У нас есть жёны, есть дети, научите их правильно любить, находите время для них, свободное, чтобы можно было посидеть в кругу семьи, поговорить о чём-то хорошем. А у нас получается, даже самое дорогое, самое ответственное – и как будто не наше. У нас цель какая-то другая – деньги заработать, может быть, ещё какие-то нас отвлекают вещи, которые не требуют сейчас особого внимания к себе, а мы забываем о самом главном – о семьях. Порой бывает 15 минут в кругу своей семьи решают огромные проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Мы как бы проводим такую духовную профилактику.
Потом начинаете расширять круг этих близких людей. Позаботились о ближних, научились их любить – научитесь любить и того, кто испытывает нужду. Я не говорю сейчас о любви ко всему миру, может быть это очень сложно, и для многих недосягаемая цель. Научитесь любить тех, кого мы расположены любить, нашим сердцем, кто нам приятен, а потом вы научитесь со временем, постепенно любить тех, кто нам сегодня не очень приятен.
Сегодня я вам желаю, чтобы мы о таких важных вещах задумывались, приняли для себя какое-то важное решение и изменили своё сознание, изменили к лучшему. Аминь.