Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами, дорогие, слышали Евангельскую историю о хананеянке.
Очень удивительно, что Господь Иисус Христос, неся благую весть и проповедуя о Царствии Небесном, очень часто говорил важные вещи, открывая нам тайны Царствия Небесного. Но иногда Он говорил это в грубой форме, как и случилось в тот день, когда хананеянка умоляла учеников Иисуса Христа помочь её беснующейся дочери. Она настолько долго их об этом просила, что сами ученики обратились к Иисусу Христу за помощью. И прозвучали очень интересные, и в то же самое время, как кажется, иногда, грубые слова: «Не должно забирать хлеб от чад своих и бросать псам» (Мф. 15:22-26). Казалось бы, ну язычники, ну какие они псы, да? И тут действительно, как-то грубо всё прозвучало. Но, посмотрите на веру хананеянки, которая отвечает, что «И псы едят от частиц, падающих со стола господ их» (Мф. 15:27). И Господь, видя веру её, сказал: «С этого часа твоя дочь здорова» (Мф. 15:28).
Вы знаете, когда мы сталкиваемся в нашей жизни с дарами Святаго Духа, то мы тоже иногда считаем себя недостойными этих даров, хотя, по сути своей, по призванию, которое мы имеем во Христе, приняв Святое Крещение, мы являемся чадами, и чада достойны особого положения, особых даров. Мы потворствуем своей слабости, если думаем, что мы недостойны этих святых даров, что их достоин любой другой человек.
Вы знаете, интересно звучит иногда: «А я вот знаю людей в миру, которые гораздо лучше, чем христиане. Живут они, вроде как, по заповедям Божиим. А мы вот люди, в церковь ходим – не всегда бываем достойны своего звания». Отчасти они справедливы. Но только отчасти. Почему? Потому что, когда мы переступаем порог храма, то уже этим шагом первым предполагается, что мы становимся на борьбу со своими страстями. Каждый из вас согласится, что это не так просто, что победить в себе слабость, немощь, особенно духа, нам приходится посвятить этому долгие годы.
Да, действует благодать Божия. В некоторых людях происходит чудо – они быстро освобождаются. Но Господь даёт нам, по учению святых отцов, это авансом, даром. Вот, посмотри, какова должна быть жизнь в Боге, жизнь в духе. Установил себе какую-то отметку, высоту, и ты должен её взять. Посмотри на жизнь по любви: Господь дал ему благодать, и эта первая благодать особенная. Потому что это и есть тот образец, к которому мы должны стремиться.
И вы знаете, каждому планку Господь устанавливает отдельно. Вот эта первая благодать, когда мы переступаем порог храма, она у каждого особенная. Её важно запомнить. И если так случится, что мы в силу своего устремления и ревности достигаем этой высоты духа, значит, мы уже выполнили, что должно. Не то, что мы выполнили что-то особенное, а то, что должны были выполнить. То есть о нас уже было предназначение Божие, предопределение, что мы достойны этих даров Святого Духа. А если человек, в силу своей ревности и большего достигнет, чем первая благодать, то, значит, он блажен. Так и называют их святые отцы, что блажен тот человек, который первую благодать преумножит.
А те люди, которые живут вне Церкви, хорошие люди. И по своему естеству, возможно, в какой-то степени и в каких-то моментах жизни они более удачнее, чем мы с вами. Но мы должны помнить, что Господь призвал в Церковь не здоровых, а больных. И, возможно, придёт время, когда и они переступят порог храма и увидят свою немощь, которую сегодня не видит никто: ни они, ни мы. Конечно, каждый из этих людей достоин тоже даров Святого Духа. Мы не в праве их называть псами, да? Потому что Господь так сказал намеренно, тем самым подчеркнув о невежестве язычества.
Вот, посмотрите, на наше государство. Мы в хорошее время живём: войны нету – слава Богу. Мы благодарим. Есть на столе хлеб, и к хлебу что-то есть. И мы благодарим Бога, о том, что у нас есть государство. Но, по сути своей, государство наше языческое. Могу доказать. Вот у нас праздники совершаются, кроме Пасхи и Рождества, и то по традиции, государство совершает, сколько праздников? Двенадцать двунадесятых, а сколько великих? И не один из них Государство не отмечает. Почему? Потому что они не считают это нужным, потому что оно живёт другими принципами, оно стремится к другим целям. Оно не стремится к духовному совершенству, оно не живёт в духе.
Да, они блюдут закон, который нравственный, но не духовный. И в этом отличие нас, новых людей, для которых, как апостол Павел сегодня говорит: «Не важно, что такое обрезание или необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15). Мы новая тварь, мы новое создание Божие, которое призвано жить в любви и духе. И это мы с вами, мы – чада Божии, которые достойны особенной трапезы Господней. И мы вкушаем её: и Тело, и Кровь Христову. Весь мир существует, как святитель Иоанн Златоуст говорит, что и солнце светит, и луна, и звёзды только ради одного – чтобы совершалась Божественная литургия. Это тайна, в которую проникали святые отцы, мы можем понимать её только отчасти, настолько, насколько нам дано.
Вот люди, живущие в нашем государстве, порой живут в неведении, в своём невежестве. Это не повод к тому, чтобы осуждать направо и налево, кто хороший, а кто плохой, это Бог определяет. Но мы, люди, призванные к святой жизни, должны идти смело, мужественно по нашему пути, указанному Богом. И тем самым мы покажем, кто мы есть на самом деле. Мы – воины, мы боремся со своими страстями. И многие из нас уже многое сделали с Божией помощью, но ещё очень много предстоит нам сделать. И очень важно, не останавливаться. Чтобы мы действительно соответствовали детям Божиим, мы должны дойти до конца.
Знаете, как у нас бывает? Мы дойдём до какой-то определённой части, заглянем в двери тайн Божиих, посмотрим туда и прикроем дверь, побоявшись войти. И вот таких христиан большинство. Бывает говорят: «Да я был там, я был у них, я всё видел, я читал святых отцов, я там ничего такого особого не нашёл» – это и есть тот человек, который приоткрыл дверь, но не вошёл.
А чтобы войти, нам надо жить во Христе. И поэтому Господь и говорит, что «Внидете в двор овчий Мною. Я есмь дверь овцам» (Ин. 10:1-11). И войдя, мы обретаем, в первую очередь, покой своим душам, избавляемся от страстей и более того получаем дары Святого Духа, вкушаем от трапезы Господней. И эта трапеза сладка. Тяжёл путь к этой трапезе, я согласен, и надо много потрудиться, но эта трапеза ублажает, потому что она ведёт к вечной жизни. Аминь.