Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником Воскресного дня и попразднством Вознесения Господня. Сегодня во время богослужения мы слышали в Евангельское чтении Господню молитву к Своему Небесному Отцу о Своих учениках. В этой молитве Господь показывает Свое единство с Богом Отцом и призывает к этому единству. И далее в Евангелии мы слышим этот призыв Иисуса Христа ко всякому человеку, а не только к Апостолам. Он говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вас» ( Мф. 11 : 28 ).
Вот этот внутренний покой мы можем найти только в единстве с Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом. Только в этом единстве человек может найти внутренний духовный баланс, который позволяет ему жить более полноценной, красивой и насыщенной жизнью. Когда я говорю о полноценной, насыщенной и красивой жизни я имею в виду людей, проживающих жизнь во всей ее полноте. Это, конечно, не значит, что мы сейчас должны пойти в клуб и повеселиться на всю катушку. Я имею в виду ту полноту, которую нам предлагает Христос. Он был в Боге Отце и в этом единстве, в этой связи со Своим Отцом в человеческой природе, открываются другие возможности.
Жизнь наша в большей части ограничена. Почему? Потому что мы смотрим на все своим человеческим взглядом, и он действительно имеет ограничения. Мы очень близоруки в духовном смысле и обычно красота и полнота проходит мимо нас. Вот говорят, что если ты в течение лета не посмотрел на солнце и на небо, значит, лето прошло мимо тебя. Так случается и в духовной жизни, если мы не живем в единстве и не обращаем свой взгляд к своему Небесному Отцу, то жизнь проходит мимо. Поэтому, когда у нас нет вот этого внутреннего баланса, мы ищем его в алкоголе, в компьютере, в интернете, либо, еще хуже того, в наркотиках. Потому что надо чем-то устранить эту внутреннюю пустоту. А та полнота, которую Господь нам предлагает, насыщает человека до конца его жизни и он еще готов ей поделиться с другими людьми. Он чувствует некоторую неудовлетворенность, если рядом с ним человек испытывает боль, страдание и внутреннюю пустоту, потому и хочет поделиться.
О святых отцах, которые выбирали этот путь и входили в единство с Богом, обычно говорили, что они не от мира сего. И они действительно были не от мира сего, потому что часть их души уже принадлежала не этому миру. Она принадлежала к тому Божественному миру, который, для некоторых из нас, совершенно недоступен. Но, когда они смотрели на этот мир уже глазами Бога, то для них уже не существовало пространство. Они видели события, которые происходили далеко от места их нахождения и, более того, они прозревали будущее. Почему это происходило? Потому что они были в единстве с Богом и получали такую возможность быть неограниченными в своей человеческой природе. Их природа уже начинала обоживаться и, благодаря этому, у них поднимался уровень жизни. И он был настолько высок, что, в эти мгновения, им уже ничего другого не надо было, кроме того, чтобы лицезреть своего Бога Отца.
Почему я хочу обратить на это ваше внимание? Вот нам кажется, что если человек уединится ради Бога, значит, он себя ограничит. Но это совсем не так. Это не затворничество. Это, наоборот, расширяет его взгляды, расширяет его жизнь и он смотрит на все через призму Божественного. И, даже, если человек задастся целью хоть что-то в этой жизни понять, то ему не хватит ни своей жизни, ни еще миллионов таких же жизней. Мы до сих пор даже до конца не понимаем, что такое атом. Мы совсем простых вещей не понимаем. Но когда человек входит в единство с Богом, ему этот мир открывается по-другому, и для него уже нет никаких тайн. Он погружается в глубины океана, он лицезрит Бога на небе, для него открывается духовный мир, он может видеть ангелов, может видеть потусторонний мир, и поэтому мы об этих людях говорим, что они не от мира сего. Неслучайно, когда Господь молился о единстве учеников со Своим Богом Отцом, он говорил, что не о мире всем Он молит, но о Своих учениках. Потому что не каждый из нас может войти в это единство. Но тем избранным, которые хотят и вступают в этот союз с Богом, открывается неограниченный мир.
Наш выбор чаще всего ограничен какими-то целями, которые мы себе ставим и достигаем. А потом приходит разочарование: хотел создать семью – создал. Все хорошо - цель достигнута. Так, дальше что? А, не хватает детей. Дети появились. Чего же еще не хватает? Дом построил, карьеру построил, залез на все вершины своих целей. И все… И опять приходит пустота… А то, что Господь нам предлагает, раз и навсегда заполнит нашу пустоту единством с Ним.
Как этого достигнуть? В этом нет ничего сложного. Просто это та область, вступив в которую, человек уже не оборачивается назад, он не хочет иной жизни. И тогда люди вступают в единство, посредством общения с Богом. Нужно стараться больше уединяться, независимо от своего социального положения, семейный не семейный, монах или еще кто-то. Но если свои свободные минуты посвящать единству с Богом и входить в это единение, то человек уже не оборачивается, ему ничего неинтересно. Это делает его ограниченным? Нет. Это делает его необъемлемым. Как Бог необъятен, так и человек становится необъятным в своих возможностях. Ему важно что-то материальное? Нет. Он выходит за пределы материального. Его ограничивает время жизни, а у него вечность впереди. Потому что в Боге, в этой вечности Божественной, ему уже время не важно и пространство ему не важно. День это или ночь, солнце или луна - ему это уже неважно. Что там у нас? Кризис экономический, болезни - ему это тоже неважно. Он в Боге и Бог в нем.
Именно этой жизни Господь желал Своим ученикам и просил войти их в это единство. И они вошли. Осталось нам тоже войти в эту область таинственного, но, выбор, как я сказал, остается за нами. Мы можем жить неполноценной и ограниченной жизнью, в этом нет ничего плохого или неплохого - это просто выбор. Мы хотим так жить, и мы выбираем, и живем. А можем жить иначе - выбор за нами.
Дай Бог, чтобы каждый из нас сделал правильный выбор, чтобы жизнь, действительно, была полноценной красивой и счастливой чего, каждому из вас я и желаю. Аминь.