Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами слышали Евангельское повествование о двух бесноватых, живущих в Гергесинской стране, недалеко от обетованной Земли, в народе, который жил в язычестве и невежестве. Господь причалил к этому берегу, прозревает, с кем должна состояться Его встреча: два несчастных человека, живущих в гробах, в месте, куда они жили, люди боялись ходить. Господь вступил на эту землю и повелел, чтобы бесы оставили их, войдя в стадо свиное, и вверглись в море.
Посмотрите, как интересно складывается: обычно наши слова не соответствуют нашим поступкам. Мы сказали – слово не сдержали. А у Бога слово и дело не расходятся между собой. Господь сказал, чтобы они изошли из этих несчастных людей – так и случилось.
Мы часто обращаемся в молитве к Богу, и, к сожалению, не всегда верим в просимое. По этой причине Господь нас не слышит. Ведь мы недостаточно верим в силу молитвы. Не в силу того, какие мы с вами есть. Наверное, по сущности своей человек очень грешен и не заслуживает особого внимания, тем более у Бога. Мы особо-то и не заслуживаем внимания среди людей, потому что, если бы они знали наши тайны, то бежали бы от нас. А Господь, видя и прозревая всю нечистоту наших умов и сердец, очень брезгует человеком, находящимся в гордыне. Есть там тень тщеславия, самодовольства и это уже мерзость перед Богом, как свидетельствует нам об этом Святое Писание. Смотрите, если Господь, всякий раз слыша от нас молитвы, видит, что мы не верим в это, что мы сомневаемся, что мы думаем о чём-то другом, разве мы можем быть услышанными? И потом, к сожалению, мы виной ставим Бога: «Я молился, я просил, а Ты мне, Господь, не дал».
Посмотрите, ведь бесноватые, по сути своей, они не молились. Вот вам встречалось видеть бесноватых людей? Несчастные люди. Они ездят по храмам, по монастырям, молятся очень много, просят, чтобы над ними почитали Евангелие, особенные молитвы. И, помолившись, они чувствуют облегчение, но бес их не покидает. Казалось бы, почему? Так много труда, так много жертвы, так много усилий, и они остаются неуслышанными. А тут двое бесноватых, живущих в чужой стране, они даже у Христа не просили о том, чтобы Он их исцелил. Но Господь, видя состояние этих измученных от бесов людей, нашёл их души готовыми к избавлению от насилия демонических сил. Господь по слову Своему тот час же исцелил этих людей, бесы оставили их, повиновались.
Богу ничего не стоит исцелить нас от наших недугов. Но мы же, бывает, делим себя: плохой, хороший. Сразу у нас категории добрых, злых людей. Или: «Бесноватые, они такие, а я, да, больной, но не бесноватый». А кто сказал, что мы с вами не бесноватые? Если в человеке действует страсть, если он движим злобой, ненавистью, раздражительностью, осуждением, значит, он движим духом нечистым. Он уже в этот момент себе не принадлежит. Разве он в этот момент думает, о чём он говорит? Разве он контролирует свои поступки? Нет, всё, он уже сам не свой. И потом, опомнившись, мы сами себя не узнаём. Как так случилось, что в порыве нашей горячности, озлобленности мы могли обидеть человека. Ведь по сути своей, это то же самое беснование. Да, другая форма, другая степень, другое влияние. Там может быть не легион, но там может быть один и два, и пять, и десять, а мы можем об этом и не подозревать.
Борим человек, например, леностью. Ну, кто из нас не ленится? Казалось бы, ну что тут такого, устал или устала – хочется отдохнуть, больше поспать. И, порой, когда мы подпадаем под влияние демонических сил, сами не подозреваем, что демоны нас убаюкивают. Особенно в ответственный момент, когда нам нужно помолиться, когда нас ждут какие-то серьёзные дела в этот день, бес пытается нас убаюкать. Он держит нас в постели. И мы, по сути своей, в какой-то степени одержимы, одержимы страстью лености. И так взять множество разных заболеваний души, которые свидетельствуют о нашем духовном заболевании. Мы тоже несчастны, и тоже нуждаемся в избавлении.
Но почему Господь нам не даёт? Почему проходят годы, а порой даже десятилетия, а ничего в человеке не меняется? Нет готовности души, не смирились мы с тяжестью своей болезни до такой степени, чтобы Господь увидел в нас смирение. Нет смирения – нет избавления. Значит тяжесть, которую мы несём, мы несём по гордости своей. Вот, делайте выводы.
Насколько мы смирились? Посмотрите на свои болезни. Ничего не изменилось – значит, настолько мы и горды. Значит, по сути своей, мы с вами не смирились в жизни. Да, у нас есть, может, какие-то добрые качества, мы хорошие люди, мы с вами служим ближним своим по мере наших сил. Но вот такая червоточинка, которая точит сознание: «Я хороший, я не такой как все, я делаю много добра, меня не понимают, мне хуже всех». И эта червоточинка лишает нас награды за те труды, за которые мы действительно заслуживаем Царство Небесное. Мы же делаем дела любви. Так вот на это нам с вами надо обратить особенное внимание, не оставлять без внимания нашу болезнь – гордыню.
Мучиться и страдать мы будем до тех пор, пока мы себя не смирим, пока не найдём в себе мужества признать свою степень повреждённости, степень своего недостоинства. Как только придёт мысль: «Я плохой, я заслуживаю всякого наказания», тот час же приходит благодать Божия и творит чудеса. И в этот момент силой благодати Божией человек может «горы свернуть», не своей силой, а силой благодати Божией. В нём действует такая божественная энергия, что ему всё подвластно. Он может не осуждать и может держать себя в руках, быть терпеливым и благосклонным к немощи человеческой, проходя и видя его в грехе. Всё нам Господь даст, если мы признаем себя тоже немощными людьми. Поэтому Господь нас исцелить не может. Потому что мы говорим: «Мы здоровы, мы не нуждаемся во враче». Здоровы, тогда несите болезнь свою дальше.
Подумаем об этом и постараемся увидеть свои немощи, признать их и попросить у Бога, чтобы Он помог нам исцелиться. Аминь!