Вы здесь

Пока не изменим себя, никакого чудо произойти не может (Проповедь 16.08.2020)

воскресенье, августа 23, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Обращение синода Белорусской Православной Церкви к народу республики Беларусь о прекращении народного противостояния

“Дорогие соотечественники!

Возлюбленные братья и сёстры!

Наша Родина охвачена сегодня духом волнения. И всё, что происходит ныне, так или иначе,  имеет отношение к каждому из нас.

Уходящая неделя стала для всех нас временем народного потрясения. Смута и разделение пришли в наш общий дом, брат восстал на брата. Вести об уличных столкновениях, арестах и избиениях свидетельствуют о страданиях огромного количества невинных людей, вовлеченных в противостояние, и заставляют вздрагивать детей, женщин и престарелых родителей.

Уже известно о двух смертях и множестве раненных в столкновениях, в том числе сотрудников правоохранительных органов при исполнении служебного долга; избитых и искалеченных в изоляторах временного содержания.

Если мы сегодня все вместе не остановим противоборство, то доведем страну до необратимых разрушительных последствий.

Каждый из нас сейчас обязан дать честный и рассудительный ответ на  вопросы: почему это происходит? И что нам нужно сделать, чтобы в наш дом вернулись мир и согласие?”

 

Здесь мы, дорогие, остановимся и постараемся ответить на эти вопросы митрополита: “ Что происходит? Почему это происходит? И что нам нужно делать, чтобы в наш дом вернулись мир и согласие?” Нужно понимать, и это важно понимать, что все конфликты, которые возникают, чаще всего возникают из-за гордости - матери всех пороков, властолюбия, сребролюбия, бесконтрольной эмоциональности. Если мы думаем, что, изменив закон и переписав конституцию, поменяв нового руководителя страны, что-то изменится в целом - это не так.

Да, мы сейчас наблюдаем, что мы выросли. Выросли в социально-культурном таком отношении. Люди идут на митинг не с оружием, а с цветами. Идут не в униформе для войны, чтобы быть незамеченными, а идут в белых одеждах. И, даже, замечаются такие случаи, когда женщины и мужчины для того, чтобы быть увиденными, прежде чем стать на лавочку на проспекте, снимают обувь и становятся в носках, а после окончания митингов люди даже мусор за собой убирали. Там действительно проявляется народная солидарность. Люди приходят и уходят в каком-то торжестве и радости.

Но, надо понимать, что солидарность и вообще в принципе справедливость - она не должна быть избирательного характера. Ну, допустим, приведу такой пример. В Америке один бизнесмен содержал свиней и, так случилось, что их перестали покупать. Свиней было несколько тысяч голов. И он решил их убить довольно жестоким способом под воздействием горячего пара. Эти бедные свиньи кричали несколько часов и продолжали кричать до тех пор, пока их не застрелили. Порой такая жестокость в отношении животных может потом перенестись и на человека. Это не исключено. Да, конечно, можно добиться человеческой справедливости, но мир в котором мы живем противоположен Богу. Они антагонисты. Они совершенно разные - мир и Небесное Царствие, Бог и человек. Это очень отдаленные вещи, между которыми огромная пропасть и непреодолимая дистанция.

И, как я уже говорил, можно переписать конституцию, поменять правителя, но это, в принципе, ничего не изменит, пока мы не станем внутри себя изменяться. И вот тут мы и находим ответ, что мы должны сделать. Мы должны изменить себя внутри себя: нашу сознательность, наш разум, наше отношение ко всем вот этим вещам.

Давайте вспомним историю появления первых царей. Когда-то в израильском народе не было царей, а были только судьи. Это были избранные мужи, уполномоченные самим Богом для того, чтобы судить людей, в случае каких-то претензий или конфликтов. Все было просто, все было хорошо. Но народ израильский посмотрел на язычников и говорит: « Хотим себе царя! Хотим себе правителя!» Да, мы относимся к царю как к избраннику Божию, к президенту, как к Богу установленному, и выбранному народом человеку. Но еще тогда Господь предлагал оставить все как есть и предупреждал людей: «Вы будете царям всю жизнь служить. Вы будете платить ему налоги. Вам это точно нужно?» «Да, мы хотим царя!» - ответил народ. Вот и дал Господь царя, как в наказание. И то, что мы сейчас имеем - наказание предшествующего перед нами выбора других людей. Это неплохо и нехорошо в настоящее время.

Но, все происходящие сейчас события, должны нас инициировать на изменения внутри себя. Что мы можем внутри себя изменить, над чем мы должны вырасти? Вот вопрос. Если бы каждый человек работал над собой и, допустим, каждый месяц становился на 10 процентов лучше, то, через 20-30 лет это был бы выдающийся человек. А если бы весь народ работал над собой - это бы был выдающийся народ. Но, если мы будет концентрировать или фокусировать свое внимание только на какой-то определенной личности, ничего внутри себя не меняя, все останется как прежде. Даже если один правитель поменяется на другого, и мы добьемся человеческой справедливости любыми способами - это не решит проблему. Да, мы сейчас видим  солидарность людей, и это поднимает какой-то дух народа. И в этом есть какой-то положительный оттенок, но, это не решает проблемы. Нам необходимо меняться.

Да, конечно, мы уже выросли! И если оглянуться на несколько столетий назад, то этот рост заметен. Раньше в таких ситуациях брались за оружие: за меч, за пистолет, за автоматическое оружие. Сейчас, даже по сравнению с другими народами, наши люди взяли цветы. И это прекрасно! Это говорит о том, что мы культурно выросли. Но, недостаточно для того, чтобы эмоционально высказывать какие-то свои мысли. На данный момент в нашей ситуации возможен только один путь - это путь дипломатического диалога между представителями оппозиции и представителями власти. Если этот диалог состоится, и они найдут какие-то компромиссы в отношениях, то все изменится. Поймите правильно - у нас нет никакого майдана в принципе. Его нет потому, что нет политической платформы. У нас нету идеи, чтобы склоняться в сторону Запада или России. Мы просим только справедливости. И это никак не может быть сравнено с тем, что было у кого-то. Но наш белорусский народ должен вырасти прежде всего над самими собой.

И, кстати, вот эта сложившаяся ситуация, как бы она печально не выглядела, какими бы трагическими не были последствия, все же дает нам повод задуматься и что-то изменить прежде всего в себе. И никто из нас не вправе сказать: «Вот, мы там постоим в сторонке и понаблюдаем, что произойдет дальше». Мы часть этого народа и мы должны принять в этом участие. Но, прежде всего, это должны быть внутренние перемены. Будут внутренние перемены - будут и внешние. И все изменится. Поэтому я еще раз повторю. Митинги это хорошо, но это не решает проблему. Мы можем кричать, добиваться справедливости человеческой, но это не решит проблему. Да, на примере того, как с этими сведениями было. Может быть, избирательно мы и добиваемся справедливости, но вот в отношении чего-то другого бываем несправедливы. Но так не бывает. Если мы справедливы и добиваемся справедливости, то она должна быть полноценной и окончательной в отношении всех людей, а не избирательно. Вот я увидел вопиющую несправедливость, и буду высказывать свое негодование. Но это, повторюсь, избирательная справедливость.

Настоящая справедливость только у Бога. Понимаете? Ведь Господь говорил что: «Царство небесное внутри нас есть» (Лк. 7:21). Значит, вот где мы должны искать перемены! Будут внутренние перемены - все преобразится. Не будет внутренних перемен - все останется прежним. Будут меняться люди. Все будет на каких-то амбициях. Кто-то будет кричать: « Да будет свобода и правда!» Но давайте зададим вопрос: « А свободен ли человек? Какую свободу человек хочет, если он, порой, даже не свободен в своих решениях? » Если его справедливость неполноценна и правда его относительна, то, что изменится? Это и есть ответ на те вопросы, которые задает митрополит. Продолжим:

 

“Категорически осуждая насилие, пытки, унижения, безосновательные задержания, экстремизм во всех его формах и проявлениях, ложь и вероломство, призываем всех, для кого до́роги наше Отечество, дети, родные и близкие люди — остановиться и прекратить противостояние.

Нам здесь — в родном Отечестве — жить дальше, воспитывать детей, созидать будущее. Мы — народ Божий и граждане своего земного Отечества — Республики Беларусь. Мы — одна семья. И не дай Бог, чтобы греховные страсти поработили нас и превратили в жестокую и слепую толпу,  способную развалить свой Отчий дом. 

Мы верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость — предаст законному Суду и осуждению.

Беларусь — миролюбивая страна. Все мы, живущие на этой благословенной земле, должны проявить благоразумие, единство, благородство, милосердие, разумность, подлинную христианскую любовь друг ко другу и ответственность за свои поступки.

Только с Божией помощью и в стремлении к миру и согласию мы сможем справиться с постигшим нас испытанием и преодолеть возникшее противостояние.”

 

Я еще раз отклонюсь немножко от обращения митрополита. Поймите правильно, что, даже если мы все вдруг станем на колени и будем просить у Бога заступления или вразумления, то даже это ничего не изменит. Это может способствовать изменению нашего сознания, но, поймите правильно, что это два разных процесса. Даже если и перепишут закон, но мы же взрослые люди и должны понимать, что для того, чтобы сформировать личность надо время, надо приложить много усилий. Не произойдет такого чуда, что народ встал и все изменилось: сознание людей вдруг изменилось. Не будет такого!

Конечно, человеческая справедливость, конституция, молитва и многие другие гуманные факторы могут способствовать этому изменению. Но все равно надо время. И кстати, не надо искать примеры в далеком прошлом. Посмотрите на историю. Сколько лет надо было советскому обществу, чтобы после революции хоть как-то восстановиться? Чтобы хоть что-то получилось? Чтобы вложить в умы детей правильное отношение ко всему? А сколько уже сейчас после коммунистической власти требуется времени, чтобы восстановить это наследие. 70 лет все слышали, что Бога нет! А сейчас каких только доказательств нет. И научные, и медицинские исследования, которые доказывают, что есть другой мир, не тот который мы видим, есть еще что-то большее. Непробиваемая стена… Понимаете? Непробиваемая стена! И я уверен, что надо еще не одно столетие, чтобы изменилось сознание человека.

Поэтому не будет такого что раз, по щелчку - и все изменилось. Нам необходимо над собой много потрудиться, чтобы сложилось правильное отношение ко всему происходящему и к людям. Сейчас все говорят о справедливости. Так давайте будем практиковать христианство – быть справедливыми ко всем, быть честными до конца ко всем и даже к самому себе. Вот когда никто не видит и не надо никому ничего доказывать – просто быть честным перед самим собой. Ответь себе на вопрос, кто ты такой, что ты за человек? Увидь в себе эту правду, какой бы она ни была. Болезненную, скорбную правду. И это правда, понимаете? Под каким соусом себя не подавай, но есть правда. Продолжим читать послание:

 

“Призываем всех простить обиды друг другу и сплотиться любовью к Богу и ближнему, чтобы сохранить родную Беларусь и передать ее последующим поколениям мирной, независимой и процветающей. Другого пути у нас нет.

Провокаторов и подстрекателей призываем одуматься и прекратить провокации, направленные на дестабилизацию нашей страны и разделение  нашего народа.

Православная Церковь всегда была и будет с народом. Мы призваны сделать всё возможное, чтобы каждый страждущий был утешен, а каждый ищущий правды — был услышан.

Вместе с тем, Православная Церковь всегда была и будет вне политики. Мы не делим людей по партийному признаку или убеждению, не занимаемся пропагандой в пользу любых политических партий и лидеров, доктрин и режимов. Дело Церкви — не разделять, а объединять людей, для всех быть всем, чтобы спасти хотя бы некоторых, к чему призывает нас апостол Павел (1 Кор. 9:22).

Призываем священнослужителей, монашествующих и всех неравнодушных людей к сугубой молитве за народ и Отечество.

Да благословит Господь Отечество наше и да сохранит всех нас в духе мира и единомыслия!

С молитвой, состраданием, переживанием и любовью ко всем вам, дорогие братья и сёстры, все мы — члены Синода Белорусской Православной Церкви.”

Поблагодарим Бога за Святое Причастие. Аминь.