Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня Неделя о блудном сыне, которая предуготовляет верующих людей к Великому посту и нашему вниманию предлагается евангельская притча о блудном сыне: «У некоторого человека было два сына;12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;16 и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:11-32).
Мораль этой притчи заключается в том, что здесь просматривается глубокое покаяние человека и безграничное милосердие Бога Отца. Но прежде чем мы рассмотрим мораль этой истории, мы должны понять, что такое покаяние и насколько безгранично милосердие, и человеколюбие Бога.
Под покаянием, прежде всего, подразумевается изменение ума и изменение нашего сознания. Мы, конечно, привыкли думать, что покаяние несет собою какой-то перечень обрядов. То есть для того, чтобы покаяться, нужно о чем-то подумать, потом прийти на исповедь, рассказать об этом, после этого священник отпустит твои грехи, улыбнется тебе, и мы спокойно идем, вроде бы как все исполнив. А когда проходит время, мы видим, что мы не меняемся. О чем это говорит? О том, что мы неправильно рассматриваем Таинство Покаяния. Исповедь – это уже заключительный акт покаяния. Но прежде чем человек отправится в этот путь исправления, он должен все осмыслить, понять и принять свою вину, для того, чтобы она была глубоко осознана. Приходит человек на исповедь, а у него нет глубины осознания, и твердой решительности изменить жизнь, в соответствии со своими мыслями. Понимаете?
Вы, наверное, замечали, что прежде того, как мы что-то сделаем – мы думаем. Да, конечно, бывают бездумные поступки. Но все-таки чаще всего человек думает. Он придерживается каких-то правил и убеждений, в соответствии с которыми и поступает. Если вдруг человек думает, что покаяние – это просто череда каких-то обрядов и традиций, тогда точно ничего не изменится. Да, вы, конечно, почувствуете какое-то облегчение, но изменение ума не произойдет. Значит, соответственно, не произойдет и изменение жизни.
Так что должно произойти в человеке, чтобы он поменял свой разум? Прежде всего, ему необходимо осознать, почему он так поступил, и в чем его ошибка. Если рассматривать глубже сегодняшнюю притчу, мы видим, что ошибка этого несчастного человека была в том, что он рассматривал богатство, как нечто легкодоступное. Ведь он не заработал этих денег и не вложил столько труда, сколько вложил его отец, чтобы иметь это богатство. А ведь все, что с легкостью приходит, чаще всего, с легкостью и расточается. Убежденность в том, что все придет само собой и его бездействию не будет конца – это ошибочное мнение. Да, этот человек ошибся. Прежде того, как пойти просить прощения у отца, он понял, что его поступки привели к трагедии, и, что так поступать нельзя. И я уверен, что этот человек из этой истории подобных ошибок не повторит. Потому что произошло преломление его ошибочных представлений. То же самое должно произойти и при покаянии человека. Это не должно быть случайностью. Да, конечно, бывает, что человека сломает какое-то обстоятельство. Человек долгое время не слышит Бога, не вразумляется. А потом вдруг, внезапно, допустим, сломал ногу. Человек вмиг все понял и изменился. Но, мы же, не хотим таких трагических обстоятельств, которые управляли бы нашими жизнями. Ведь Господь дал нам разум, чтобы мы сами управляли своей жизнью, а не были жертвой каких-то обстоятельств.
Поэтому прежде чем мы войдем в это покаяние, вот даже сейчас в преддверии Великого поста, мы должны понять, что мы в своей жизни делаем не так и что нас ломает. Что ломает наш ум, наше настроение, почему мы так легко теряем душевное равновесие, почему мы срываемся и впадаем в тяжелые необдуманные поступки? Почему с нами это происходит? Вот какие вопросы мы должны себе задать. Поэтому в пост важно не просто воздержание в пище. Пост – прежде всего, предусматривает некое переосмысление человеком своей жизни и изменения ума. Если мы все осмыслим и пройдем вот этот интеллектуальный труд над самими собой и поймем, что с нами не так, то только тогда возможны какие-то перемены. Причем очень серьезные перемены жизни именно в вашу пользу. Не в пользу кого-то там со стороны, а именно в пользу самого себя. Вы хотите быть жизнерадостными и благостными людьми, которые будут наполнены счастьем и благополучием? Ведь нам же всем именно этого хочется, правда? И это для нас не чуждо. А вот, чтобы это происходило, мы должны сделать вот это переосмысление. Что в нашей жизни не так? Что случилось? И вот, ответив себе на эти вопросы, сразу же появится конкретная позиция наших действий. Вот уже тогда мы приходим на исповедь и говорим: «Господи, я согрешил! Я все понял! Я понял, над чем мне работать, и что мне в себе изменить, чтобы сделаться лучше» И, поверьте, вот этот человек, отходя от исповеди, уже будет другим человеком. И даже проговорив эти слова – он уже будет другим человеком, только по той причине, что он уже думает иначе. Понимаете? Не как раньше примитивно: « Вот, подойду, скажу, и Бог меня простит. И все будет хорошо!» Конечно, возможно, что все будет хорошо, но не сразу. А прежде человеку придется пострадать, а этого никто из нас не хочет. Поэтому давайте попробуем пройти этот путь, поработав над самим собой, чтобы понять эти глубокие вещи и изменить свою жизнь. В чем да поможет нам всем Господь! Аминь.