Вы здесь

Причины духовного расслабления (Проповедь 23.05.2021)

вторник, мая 25, 2021

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры поздравляю вас с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами слушали евангельскую историю о расслабленном, которая имеет некий оттенок трагичности:

“5.1. … был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 5.2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 5.3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 5.4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5.5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 5.6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 5.7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 5.8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.5.9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 5.10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.5.11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.5.12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?5.13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.5.14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.5.15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.” (Ин. 5, 1–15)

Вот такая история и у нее есть своя мораль. Если мы переведем ее в некий духовный смысл, то увидим, что каждый из нас духовно расслаблен. Это когда человек находится в таком духовном состоянии, что вроде он имеет и ноги, и руки, и голову на плечах, но поступает очень неразумно. То есть человек понимает, что надо идти делать добро, а делает зло; понимает, что надо прощать обиды и не прощает, а еще и гордится, и возвышается, и осуждает других людей. То есть человек хотел бы, но не может. Как и тот расслабленный, который хотел погрузиться в купель и быть здоровым, но не мог. Так и каждый из нас хотел бы начать новую жизнь. Мы и книги читаем, и наставления святых отцов, и даже мечтаем об этом. Мы ждем чуда, что вот придем когда-нибудь в храм, и Господь нас посетит, и позовет за Собой здоровыми, но этого не происходит. Причиной тому являемся мы сами, потому что наша степень готовности на нуле. Мы и понимаем все, и мечтаем, и желаем, а чуда не происходит, потому что мы не готовы.

Так в чем же выражается наша неготовность? Я это вижу в нескольких очень важных для человека критериях. Вы, наверное, замечали, что когда мы просыпаемся с утра, то все начинается с мысли. И вот уже оттого, о чем мы подумаем и как, зависит наше настроение на целый день. Вы не замечали, что вдруг, каким-то образом, пропадает настроение, теряется задор жизни и радость? Вот просто человеку становится пусто и плохо, и он не понимает, почему это произошло. Так вот первой причиной этого духовного расслабления является мысль, которая застревает в нашем сознании и находится там больше, чем ей положено. Мысль приходит и уходит. Она как ветер прилетела и улетела. Но некоторые мысли находятся в нашем сознании очень долго. Они грубо въезжают в нас и оставляют там след. Потом мы продолжаем свой день, сами того не понимая, что эта самая мысль нарушила наш покой.

Очень важно для того, чтобы нам избавиться в дальнейшем от этого расслабления, наблюдать, о чем мы думаем, и как мы думаем с первых минут своего пробуждения. Это поможет нам сохранить бодрость на целый день. Вот попробуйте ради эксперимента! Если вы будете в течении дня просто отпускать все негативные мысли, которые вас мучают и тревожат, и не будете заострять на них свое внимание, то они уйдут, и у вас будет мирное устроение души. Вы обязательно будете идти по жизни с задором, так сказать “cкакаше”.

Есть еще один способ избавления от духовного расслабления. Нам придется принять любого человека таким какой он есть и себя в первую очередь. А потом и жизнь принять такой, какая она есть. Сумейте полюбить себя и ближнего таким, каков он есть. Не надо говорить, что жизнь многоскорбна и несчастна, и что в этой жизни ничего хорошего не происходит. Ведь это неправда! В жизни есть великое множество прекрасных моментов. А вот как мы проживаем эти моменты, зависит от нас. Ведь чувства, которые мы испытываем в отношении себя, в отношении ближних и в отношении жизни – это язык души. О чем вы хотите сказать на языке своей души и что вы испытываете при этом? Вот посмотрите на себя в зеркало и попробуйте понять, что вы почувствовали. Есть ли у вас уважение к самому себе? Любите ли вы себя, и принимаете ли себя таким, какой вы есть? Или у вас имеется какая-то червоточина боли, из-за которой вы пренебрегаете самим собой?

А потом по причине того, что вы не любите и не уважаете самого себя, вы так же просто пренебрегаете и другим человеком. Так просто нарушить заповедь Божию, пренебрегая красотой души другого человека. Откуда берется все вот это озлобление? А оно появляется только благодаря нашему выбору и нашему решению. А вы однажды решите для себя, что будете себя уважать и любить, а потом соответственно уважать и любить другого человека. Для вас станет не важным то, что у каждого человека есть и светлая и темная сторона. Ведь на пути самопознания очень важно принять суть себя и суть другого человека. А это значит, что нужно принять две половины человека – и темную, и светлую. Только это может послужить для нас исцелением от духовного расслабления.

А потом уже продвинемся дальше. Поймите любого человека. Вот, допустим, представьте себе, что за столом сидит семья. Эта семья празднует именины трехлетней девочки. Вот эта девочка протянула ручку к торту и пролила стакан молока, а потом на столе упало что-то еще и еще, и на столе получилось такое молочное озеро. Как вы думаете, будут ли родители ругать эту маленькую именинницу? Я думаю, что нет. Они просто ее поймут, ведь это же всего лишь трехлетний ребенок, который даже не нуждается в прощении. А что если вы в жизни вдруг начнете понимать людей таким же образом, как родители поняли эту девочку? Вот тогда из вашей жизни уйдут такие духовные проблемы как осуждение, ревность, обида, гнев, озлобленность. Почему? А потому что вы вошли в положение другого человека, и вам очень легко стало его понимать. А все потому, что вы стали понимать его до глубины души.

Есть еще одно условие на пути нашего духовного исцеления. Нужно принять смерть как некое несуществующее событие. Ведь человек не умирает! Он живет вечно! Мы же все мечтаем о бессмертии. И, глядя на себя в зеркало, мы очень беспокоимся при появлении каждой морщинки. То, что мы стареем, становится для нас бедой, потому что это приближение смерти. Так знайте, что в вечности вы не стареете. Ведь смерти как таковой нет. А есть жизнь, у которой есть продолжение, потому что следом за ней идет вечное бытие. И знаете, что в этом интересного? Что как только мы начинаем принимать этот факт правильно, тогда начинает уходить некая духовная расслабленность. Мы начинаем жить спокойнее, и не гонимся в этой жизни за чем бы то ни было, потому что глубоко понимаем, что ничего земного нам не принадлежит, и мы не имеем права заявлять что-то, как свою собственность. Да, у меня есть машина, но ведь она мне не принадлежит, и я могу ей поделиться. У меня есть дом – добро пожаловать в него, можете пользоваться им, и всем, что в нем имеется. У такого человека нет собственности, потому что он живет вечно, и ему нет смысла копить, ведь он перейдет от временной жизни к вечной. Такой человек и на болезни смотрит как на естественное явление, ведь он прекрасно понимает, что не в его власти контролировать процессы старения. Да, такое явление существует в этой жизни, но этот человек относится к нему спокойно, потому что он живет вечно.

Самое главное, что мы должны сделать для своего духовного пробуждения – принять этот мир как целое. Нужно почувствовать себя частью этого целого. Можно охарактеризовать это так, что вы являетесь частицей Божественного. Вы думаете, что это звучит слишком гордо? А ведь святитель Василий Великий когда-то сказал, что: “Человек – это животное, которое должно стать богом”. Мы с вами “боги” по благодати. Мы несем в себе часть Божественного. Все блага, материальные и не материальные, которые вы видите вокруг себя – эти благости Господни, и ваша часть – это частица вашей Божественной сущности. Вы видите человека – это часть вас! Вы видите природу и животный мир – и это ваша часть! И, знаете, что попробуйте сделать. Попробуйте с самого утра подарить любовь всему, что вас окружает: и материальному, и не материальному. И вот уже, войдя в этот свет, вы, увидев человека, будете понимать, что вы подарили ему часть себя. Разве вы сможете после этого его обидеть, обделить или унизить? Ведь это будет равносильно тому, чтобы взять и обидеть самого себя. Взять и ущипнуть себя или уколоть, чтобы было очень больно. Мы уже не сможем себе такого позволить, потому что мы себя с самого утра уже отдали. Отдали другому человеку, который нам встретился.

Вот эти важные критерии, которые мы должны помнить. Если они будут работать в нашей жизни, то это означает, что мы уже пробудились от сна и избавились от духовного расслабления. А если нет, то пора бы об этом задуматься и сделать шаг к своему духовному пробуждению. Проснитесь! Возьмите все, что у вас есть, и следуйте за Богом так просто, чтобы жизнь вам казалась прекрасной, а не была бы юдолью плача и скорби. Примите эту жизнь как Бога. А Бог примет вас и дарует вам вечную жизнь, которая уже началась. Просто живите и радуйтесь, чего каждому из вас и желаю! Аминь.