Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Мы твёрдо верим и уповаем на Бога, что нет в этой жизни живых или мёртвых – есть живущие в этой жизни, в земном бытии, и небесной, те, кто прежде нас взошли в потусторонний мир. Дай Бог, чтобы многие из них унаследовали вечную жизнь. Мы свято верим, что те болезни, которые Господь нам посылает – они именно ради вечности. Если мы терпим, то ради вечности. Если мы благодарим Бога за всё, что он нам ниспосылает, то опять же ради этой вечности. Эта граница между земным бытием и вечным пребыванием почти неуловима. Есть некоторая формальность – человека погребли телом, но душа остаётся вечной и будет пребывать, как мы верим, с Богом Отцом.
Сегодня в Евангельской притче мы упоминали человека, который почти сорок лет был в тяжком недуге и ожидал на Овчей купели исцеления. Господь, увидев его, сжалился над ним и исцелил, погрузив в воду. По исцелении Господь ему сказал очень важные для него и для нас слова: «Смотри, больше не согрешай» (Ин. 5:14).
Есть недуги, которые Господь посылает для того, чтобы очистить душу. Есть недуги, которые Господь посылает нам в наказание, но не в прямом смысле этого слова. Бог не может наказать, потому что Он – любовь. Он может только любить. Даже в нашем, человеческом, понимании строгая любовь, она может наказать, но она придерживается добрых побуждений. Мать наказывает ребёнка, отец проявляет строгость, согласитесь, тут есть справедливость, это важно. Но опять же так, чтобы не заходило в нашем сердце солнце любви. Бог как совершенная любовь, Он в принципе наказывать не может. Он может только попускать за наши невежества некую форму вразумления, чтобы мы опомнились, оглянулись и поняли, ради чего мы живём. А живём мы, как я сказал, ради вечности. И всё, что Господь нам ниспосылает по справедливости или по-нашему, так сказать, несовершенству, за наши грехи, ради того, чтобы мы были вечно с Богом и вечно с Ним блаженствовали. Это очень важно понимать. Но в этой жизни как можно чаще мы должны избегать греха, не давать повода никому, чтобы не согрешать, ни против Бога, ни против ближних. Если мы этот принцип будем с вами соблюдать, значит, и болеть будем меньше. Прп. Серафим Саровский сказал простые, но очень уместные слова: «Победи беззаконие, и исчезнут болезни». Беззаконий у нас много, мы против Закона Божьего согрешаем, соответственно возникают болезни.
Возьмём даже самую простую. Человек любит поесть, все мы любим поесть, некоторые много и очень вкусно. Естественно, из-за этого греха, нашего невоздержания, возникают физиологические болезни, но причина, первая причина, именно в душе – привязанность к пище. И она нарушает всё: и физиологию, и духовное наше равновесие. Человек, когда голоден, может озлобиться. Посмотрите на преподобных, которые постились в пустыне. Казалось бы, они должны были озлобиться на весь мир, потому что голодали неделями, а они, наоборот, любили. Понимаете? Если их воздержание приближало их к Богу, то наше, получается, отсутствие пищи и жажда её нас обозляет. Это говорит о нашей греховной природе, о нашей душевной и физической нечистоте. Малый грех приводит к тяжёлым последствиям. Человек болеет тяжко и душой, и телом, от этого развиваются другие болезни. Так это один грех, малозначительный, которому мы особо не уделяем внимания. А взять раздражение, озлобленность, до какой стадии человека они доводят. А когда мы не хотим принять волю Божию, мы вообще тогда озлобляемся и на мир весь, и на самого себя, обвиняем всех подряд. В таком состоянии тоже границ нет, это некая яма, в которую можно падать и падать, и дна там не будет. Доходит человек до такого неистовства, что он просто ненавидит этот мир. Представляете какое состояние? Из-за чего? Казалось бы, раздражение. Каждый из нас раздражается, нет человека, который бы не раздражался в своей жизни. Всякое бывает, дети, где-то вспылим, начинаем раздражаться, то есть это в природе нашей заложено. Но, если мы смотрим на эти вещи сквозь пальцы, не обращаем внимания – это приводит нас к пагубному состоянию.
Но у нас есть более серьёзные проблемы – страсти. Они несут в себе смерть, понимаете? Это ещё серьёзнее, поэтому мы должны быть очень внимательны. Если мы хотим хоть как-то изменить свою жизнь к лучшему, ну хотя бы не болеть или как можно меньше болеть, пусть даже мы будем такие корыстные цели преследовать: «Господи, я не буду грешить против Твоего Закона, чтобы только не болеть», даже если так, то давайте начнём с малого греха. К чему мы имеем привязанность? Победив её, в маленьком, мы сможем победить потом и в больших грехах. Потому что ослабевают страсти, маленький грех исчезнет, ослабевают страсти, и мы можем искоренить, выдернуть её напрочь.
Есть несколько практических советов от святых отцов, как с этим бороться. Во-первых, избегать греха, как в народе говорят: «С глаз долой – из сердца прочь». Любит человек, например, выпить – у него компания своя, и каждый раз она его искушает: «Пойдём, Ваня, выпьем за здоровье», причин много, лишь бы была водка. Поменять компанию, поменять круг своих друзей. Если есть люди, которые нас толкают на осуждение, мы просто избавиться не можем от этого порока, хочется всех полоскать подряд – давайте, просто поменяем круг тех людей, которые толкают нас на грех. Я не говорю, чтобы избегать этих людей или как-то вычеркнуть из своей жизни. Я говорю, попасть в ту среду, здоровую, где бы мы чему-то научились. Вот любит читать человек книги, да? Будьте рядом с ним, если вы не очень любите книги читать, чтобы полюбить. Если вы видите, что у вас милосердия не хватает, будьте рядом с теми людьми, которые душой горят и готовы помогать всем, несмотря на своё социальное положение. Он помогает, а вы рядом с ним будете – и тоже будете помогать.
Потом в отношении борьбы с грехом очень важно, чтобы мы молились Богу и уповали на Него. То есть взять себе за правило всякий раз просить у Бога, например, страдаем гордостью – сказать: «Господи, научи меня смиряться. И всё, что Ты мне пошлёшь в сегодняшний день, я приму с благодарностью Тебе». Послал нам Господь урок смирения, и мы начинаем свой день с того, что благодарим Его, приняв урок. День прошёл, как бы он ни прошёл, не в нашу даже если пользу: если нас унизили, укорили, мы потеряли какие-то материальные блага, нас обманули, обокрали – примите и поблагодарите в конце дня за всё, что Господь вам ниспослал. Эти уроки смирения будут вам в назидание, всякий раз вы будете больше и больше расти в этой добродетели, и так в отношении всего. Тогда мы будем с вами расти и над собой и выполнять свой христианский долг. Поэтому очень важно, если мы хотим быть здоровыми – и душой, и телом избегать греха и бороться со своим беззаконием.
Дай Бог, чтобы сегодняшним днём мы возымели это доброе намерение к новой жизни и постарались что-то в своей жизни исправить, хоть чуть-чуть, и этим мы будем побеждать в себе грех. Аминь.