Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня и памятью преподобномученика Серафима, архимандрита Жировичского, одного из белорусских святых, который в 50-е гг. проповедовал Евангелие, открывал храмы по Беларуси и потом был мученически убит в лагере. И сегодня мы слышали Евангельскую притчу Христа о том, как один из людей построил виноградник, обнес его забором, нанял людей, которые ухаживали бы за этим виноградником и отдавали плоды в свое время. Прошло время и виноград стал давать плоды, но работники отказались их отдавать. За урожаем приходили посыльные владельца виноградника, и они одних унижали, других избивали и некоторых даже убивали. Тогда господин решил послать сына своего единственного, чтобы устыдились и отдали то, что должны были отдать. Но работники виноградника надумали его убить и оставить это наследство себе. Так они и сделали – убили сына и выбросили его из виноградника. (Мф. 21:33-46).
Мораль этой притчи в том, что рано или поздно каждый человек должен отдать свой долг Богу. То, что мы заняли у своего Творца, мы должны будем вернуть. А что мы у него заняли? Мы заняли у него жизнь. Он нам подарил ее и от этой жизни ждет плодов. Если плодов нет, или мы не отдаем Богу свои таланты и не умножаем их, значит тогда и дом наш останется пустым, и мы предадимся строгому, но справедливому суду и наказанию. Для того, чтобы отдать Богу должное, мы должны соблюсти несколько важных для себя принципов. Прежде всего, мы должны стать хорошими хозяевами своего дома, своей жизни, дома, своей плоти, души и духа. Что это значит? Это значит поступать мудро и разумно, распоряжаться всем, что нам Богом дано, так, чтобы нам было не стыдно ни перед собой, ни перед людьми. А потом в последний день на Страшном суде, чтобы мы могли посмотреть в глаза Бога, не опуская свои глаза вниз от стыда.
Что для этого нужно сделать? Надо наше христианство практиковать. Сейчас, если разобраться и быть справедливыми, мы больше блюстители буквы. Да мы читаем и все практически понимаем, но, в свою очередь, это остается как будто в стороне. И жизнь христианина во всей ее красоте остается в мечтах. Мы представляем себе, что с завтрашнего дня начнется новая христианская жизнь, и мы начнем над собой работать. Но наступает завтра, и мы себя извиняем и говорим: “ Ну, не время, не сейчас. Может быть завтра…” И так, мы откладываем на завтра то, что мы должны отдать сегодня. И еще дело в том, что прежде чем взрастить какие-то плоды, надо еще много поработать над домом своей души. Там внутри нужно еще хорошенько подготовить почву для семени, над тем, чтобы семя, в которое Господь вложил слово Божие, возросло, чтобы поливали дожди, чтобы грело солнышко, чтобы вороны не пришли и не украли это слово Божие. Понимаете?
Вот даже у нас, вроде бы людей сознательных, умных и рассудительных есть свои дома и мы их, как правило, закрываем на ключик. От кого? От случайных людей. Чтобы не обворовали, чтобы не пришли и не напакостили. Мы закрываем, потому что понимаем, что в наше время небезопасно оставлять открытым дом, хотя было время, когда их и не закрывали. Помните такое? Оставит бабушка где-то там в сенях ключик, а то и просто оставит ключик в двери, что означало “скоро буду“. Да, было раньше такое время. Сейчас уже не так. И мы закрываем свои дома. В этом мы проявляем какую-то рассудительность и это неплохо, потому что мы не даем повода человеку, совершить плохой поступок.
Но если мы так заботимся о своих домах, то почему бы нам не позаботиться о доме своего тела. Почему мы позволяем свой его обокрасть? Вот к нам приходят все, кому только не лень и наш дом обкрадывается чаще всего информацией, которая нам поступает. И эта информация порой проникает грубо, нарушает наше личное пространство и приносит боль и страдание. А если мы еще с этим положением себя и отождествляем, забывая кто мы и ради чего мы живем, то у нас появляется справедливость, за которую надо бороться, надо побеждать, надо доказать правду и т.д. Правда - у Бога, справедливость - у Бога. Кто мы с вами? Граждане Неба. И если мы будем отождествлять себя с гражданами этой земли, тогда, конечно, мы будем бороться за клочок земли даже до смерти и доказывать свою правоту, блюсти законы и т.д. Кто-то будет бороться за власть, и этой борьбе никогда не будет конца. Мы видим, что вся эта борьба пронеслась через всю историю, потому что люди отождествляли себя с этой земной жизнью и с этим земным бытием.
Я в недавнем времени здесь еще обнаружил одну стоянку человека времен каменного века. Конечно, это не официальное место. На правой стороне бывшего русла реки есть похожее место. И вот я смотрю на эти черепочки, которые когда-то были человеком, который ловил рыбку, делал своими руками глиняные сосуды, и они на то время считались великим изобретением. Человек набирал воду в этот сосуд и мог находиться долгое время вдали от реки. Понимаете? Его сознание, его способность выживать развивалось. На тот момент он заботился только об одном - выжить. И ему не принадлежала эта земля. Он был как транзитный человек. В то время никто никаких прав не имел ни на реку, ни на эту землю, на которой он останавливался. Он по-своему молился Богу, прославлял Его и благодарил за каждый прожитый день.
Сейчас нам кажется, что наша цивилизация развилась до такой степени, что мы вправе решать судьбы людей и судьбы народов. Вам не кажется это странным? И не кажется ли вам, что мы взяли на себя слишком много полномочий? Мы граждане Неба и мы должны заботиться о том, чтобы взойти к Богу чистыми и отдать ему плод своей души. Смирение, терпение, кротость, победу над самим собой.
И второй принцип, который мы должны с вами соблюсти – это победить в себе страсти. Победить все то, что мучает, обкрадывает и не дает возможности быть хорошими хозяевами. И придет такой момент когда мы взрастим какой-то плод. Человек прожил жизнь и прожил эту жизнь не напрасно. Не ради кого-то, не ради чего-то, а ради вечности, ради Бога. Как святые отцы говорили: « Все что я творю-делаю во славу Христа. Ради Него и для Него». А у нас как звучит? Все что я делаю – я делаю для детей, для земли, для государства. И этому списку нет конца. Только почему-то не для Бога, не для вечности, не ради Христа, а, получается, ради своего благополучия и какого-то неизвестного будущего на этой земле.
Кто может сказать, что нас ждет? Но, мы знаем наверняка, что каждого из нас ждет смерть. Мы не вечны, мы умрем. И каждый день приближает нас к вечности. Приближает к тому, что придет Господин нашего дома и спросит: «Что ты сделал в этой жизни? Ради Меня. Ты готов отдать все, что ты взрастил в своей душе?» Один скажет: “А у меня и талантов никаких не было, чтобы Тебе что-то отдавать?” И услышит в ответ: «Я тебе дал талант. Почему ты его не приумножил?» А другой скажет: “Нет, я не готов Тебе сейчас отдавать, потому что у меня сейчас много-много всяких дел на земле. Поэтому дай мне еще лет сто пожить!” А третий скажет: “Господи, я готов отдать тебе все, что ты мне дал. Я приумножил и взрастил виноград и готов Тебе его отдать“. И Господь скажет ему: «Чадо, войди в радость Господа своего. Наследуй вечную жизнь. И живи со мной и радуйся без конца». Вот ради чего мы должны с вами жить! Ради вот этих нескольких слов от Бога!
И если мы научимся пользоваться теми дарами, которые нам даны – это уже третий принцип, которого мы должны придерживаться. Принцип этот в том, что те Божественные энергии, которыми Господь нас наделил, которые мы получаем от Него – доброту своей души, любовь, благосклонность к людям и к Богу – тоже должны работать. Мне часто приходиться сталкиваться с людьми, которые уже умерли при жизни. Они живут, но уже не живы. У них нет ни света в глазах, ни жизни, ни стремления к ней. Есть только одна боль. Боль с утра до самого вечера. И с этой болью человек встает каждое утро. Это говорит о том, что он истощен. Он сам себя истощил настолько и не привлекал к себе вот эту Божественную благодать, что ему и жить не хочется. А жить должна проходить так, чтобы хотелось жить. И хотелось жить не ради себя, а жить ради другого человека. Все делать во славу Божию и ради Него. И тогда все приобретает смысл, значение и в нас все работает. Душа работает и добрее становится с каждым днем. Тело здоровое, потому что душа имеет покой. А дух радуется и уже блаженствует в этой жизни, потому что все, что он делает, доставляет ему величайшую радость. Он уже на земле как на небе.
Вот каким должен быть человек, и какие плоды он должен принести. Если мы эти принципы будем в себе соблюдать – значит, тогда жизнь наша будет не напрасна. И в вечности мы войдем в радость Господа своего. Чего каждому из вас и желаю. Аминь.