Вы здесь

Рабское молитвенное правило или чистая молитва к Богу?

воскресенье, декабря 24, 2017

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Всякий раз, когда мы открываем Евангелие, мы находим ответы на многие вопросы. И сегодня мы слышали евангельскую притчу о браке, о званных, об избранных и то, что избранных гораздо меньше, чем званных. Мораль же этой притчи заключается в том, что мы всякий раз стоим перед выбором. В Свою очередь Господь испытывает чистоту наших намерений. Ведь мы с вами, по сути, тоже званные, поскольку Господь нас через Крещение позвал на этот брак. Сегодня, присутствующие здесь, это те, кто принимает участие в этом браке. Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы свидетельствуем, что услышали глас Божий и последовали за ним как овцы за своим пастырем.

Господь, видя чистоту наших намерений, идет нам на встречу. Если мы голодны – насыщает, если мы бедны – наделяет нас неоценимыми благами, не материального характера, а духовного. И многое-многое другое Господь нам дает, потому что мы услышали глас Его, пришли в дом Божий и участвуем в этом браке. Но не всякий раз мы слышим этот глас, не всякий раз мы отзываемся на этот зов Христов и удерживаем себя, поскольку в силу своего притяжения ко греху, нам сложно противодействовать своим собственным желаниям.

Мы замечаем за собою неоспоримый факт, что всякий раз, когда мы выполняем свои христианские обязанности, нам приходится себя понуждать, после чего человек находит себя удовлетворенным в своих духовных потребностях. Посмотрите на другую сторону этого же факта: если человек не прислушивается к этому голосу, если он не идет, не понуждает себя, то он испытывает дискомфорт, неудовлетворенность, пустоту и, порой, даже отчаяние. Он не может понять, что с ним происходит, поскольку нет очень важной духовной составляющей, которая сделала бы жизнь более полноценной. Надо признать, что в эти минуты нам очень не хватает Бога, что нам без Него тяжело, и тогда, даже формальное исполнение обязанностей, не приносит нам удовлетворенности.

Мы это особенно замечаем в молитве, как в камне преткновения. Тут есть много сторон. Казалось бы, молитвенное правило. Это же глоток вечной жизни! Человек прикоснулся к вечному, святому и это действительно делает его сильным, делает его богатым. Другая же сторона – человек становится рабом молитвенных правил. Для него это как каторга, «надо помолиться». И он как узник влечёт свое желание, чтобы заставить себя помолиться. И так действительно сложно, помолившись, не испытывать никакого удовлетворения. Возникает вопрос: «Почему?» Молитва сама по себе, по своему действию должна положительно воздействовать на человека. Но от нашего отношения, от чистоты наших намерений зависит, насколько молитва будет в нас действовать. Потому что есть разница, когда мы просто совершаем свое молитвенное правило и Бог рядом с нами, и когда человек всей душой и всем сердцем совершает молитвенное правило, и Бог действует в нем. Есть разница?

Совершенно по-другому человек себя чувствует, когда он совершает молитву с участием всех сил своей души. Это очень важная истина, которую мы должны для себя усвоить. Если мы делаем по принуждению – мы просто рабы, если мы это делаем по доброй воле – мы дети Божии. Господь обнимает нас и утешает наши внутренние переживания. Мы очень часто нуждаемся в этом утешении и найти можем только в том случае, если правильно будем к этому подходить. В отношении всего прочего, не перечесть сколько у нас обязанностей: поститься надо? Надо. Один человек испытывает от этого радость, свободу, становится легким, а другому это в тягость, думает и мечтает, когда, наконец, закончится пост и можно будет порадоваться пище.

Потом, мы должны совершать добро. Согласитесь, когда человек совершает добрый поступок, это приносит ему необыкновенную радость. Даже сейчас ученые доказывают, что совершая добро, человек живет дольше. Мы же любим жить долго и благополучно, с хорошим здоровьем. Вот, пожалуйста, средство, очень простое и действенное: «Творите люди добро». Но часто человек делает это по принуждению. Если он завистлив, жаден, ему сложно дать свою копейку и поделиться с ближним тем, к чему он сильно привязан. От чистоты намерений зависит дальнейшая наша жизнь, то как сложится наша судьба, зависит, как мы проживем сегодняшний день. Согласитесь, что все просто, остается жить теми принципами, которые действуют в нас и Божественную благодать мы будем испытывать не по прочитанным книгам, не по сказанному из опыта других, а переживем его сами.

В этом надо упражняться. Совершите добрый поступок бескорыстно, подготовьтесь к этому серьезно, не так, на отмашку: «на тебе, то что мне не гоже!» Сделайте это от чистого сердца! Дайте то, что вам действительно жалко, и вы почувствуете необыкновенную радость! Если вы стали на молитву, тоже упражняйтесь, отмените свое молитвенное правило, но прочитайте «Отче наш» в течение 10 минут. Это возможно, если читать вдумываясь, очень глубоко переживая каждое слово. И поверьте эта молитва будет у вас в памяти на всю оставшуюся жизнь. Пожертвуйте одним днем ради искренне прочитанной короткой молитвы (какая бы она не была: «Отче наш», «Богородице Дева радуйся», Иисусова молитва) и вы почувствуете разницу. Вместо вот этого рабского труда приобретем сыновнею принадлежность к Богу. Тогда вы почувствуете, что от этой искренности Господь прижмет вас к Себе и утешит.

Вот этих принципов много в нашей жизни. Если мы будем стараться их соблюдать, то наша жизнь будет полной, насыщенной и, можно сказать, счастливой. Но еще раз повторю, завтрашний день зависит от сегодня прожитого дня. Вот сейчас этот день начался очень хорошо, мы пришли в храм, почувствовали, как насытили свои души, голодные, в ожидании целой недели. Всякое было в течение этого времени: и переживания, и боль. Сейчас это все отступает от нас и переживания, и боль. Мы становимся сопричастны Божественному, материальное уже все позади. И дальше продолжайте этот день, не впадайте в праздность слов, постарайтесь этот день прожить не так, как мы живем обычно.

Некоторые люди, бывает, замыкаются сами в себе: пришел, помолился и домой, и больше знать ничего не хочет. А вы этот день посвятите больному, просто в гости сходите с добрым намерением, принесите подарок, попейте чай, поговорите о хорошем. Это и будет продолжением нашего хорошего состояния души. Не тяготитесь, что вечером надо прочесть молитвенное правило, лучше отступить от этих рабских отношений и помолиться так, как никогда еще в жизни не молились. И этот день запомнится на всю оставшуюся жизнь. Нужно только придерживаться этого правила и жизнь начнет меняться. Поэтому каждому из вас желаю прожить день необычно, чтобы он повлиял на наше будущее. Аминь.