Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В завершении праздника Воздвижения Креста Господня Православная Церковь сегодня отдает последнюю дань этому празднику. Мы вновь поклонились Кресту Господню и услышали Евангельское повествование со словами Спасителя, Который обращается к нам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Эти слова Спасителя обращены к людям, которые последовали за Христом, приняв святое Крещение. Мы все приняли святое Крещение. Значит, каждый из нас должен был взять свой крест и последовать за Христом.
На этом пути необходимо не только взять крест, но пройти жизнь (длиною, неважно, даже во сколько, это может быть пять, восемьдесят или сто лет) узкими вратами и вошли в Царствие Небесное. Поэтому Господь Свои слова дополняет благовестием, что: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9). Эти слова обращены также к каждому из тех, кто взял крест и последовал за Христом. В нашей жизни все складывается несколько иначе. Мы вроде бы взяли крест и последовали за Ним, но где-то в дверях застряли. Вот нет в нас духовного развития. Знаете, если каждый будет честен перед собой и перед людьми и перед Богом, то, наверняка, осознает и признает тот факт, что что-то в его духовной жизни не так.
Вот мне подолгу своей службы в монастыре часто приходится сталкиваться с людьми, которые приходят в обитель. И вы знаете, иногда видишь и понимаешь, что они от чего-то убежали. У кого-то в семье проблемы, у кого-то, допустим, на работе какие-то неприятности, а у кого-то проблема с самим собой. Страсти его побеждают, он болеет, он бежит и ищет место, где ему стало бы легче. Поймите правильно, когда мы приходим в святую обитель, либо посещаем приход какого-то храма, мы должны понимать, что там не место для бегства, а место внутреннего преображения. Там мы должны преодолеть возникшее препятствие. Не спрятаться от проблемы, а преодолеть ее. То есть это не просто взять крест и не просто пройти через узкие двери, а значит - нужно будет проявить и мужество, и терпение, и смирение, и готовность себя изменить, переосмыслить свою жизнь.
Сегодня я обращаюсь к тем, кто осознает, что в нем не хватает Божественного света, что он слеп, что он настолько в своих страстях и пороках отяжелел, что не может пройти сквозь узкие двери. Я обращаюсь именно к тем, кто осознает. Переосмыслите свою жизнь. Вот страдает, допустим, человек чревоугодием и ему нужно сделать с этим что-то. Ему надо переосмыслить: либо он живет, чтобы есть, либо он ест, чтобы жить. И выбор только за ним! Понимаете? И так двигаться в каждом аспекте духовной жизни.
Мы должны каждый аспект своей духовной жизни переосмыслить. И не просто переосмыслить, а исследовать. Понимаете, мы как ученые. Мы вошли в духовную область и должны ее исследовать. Есть люди, которые обладают книжной мудростью. Вот открыли книги, прочли их и вроде все знаем, все поняли, но ничего не делаем. Вот не происходит никаких перемен. Желание есть, возможности есть, а делать ничего не хотим. И остаемся мудрыми, умными, можем кого угодно научить, но практики нет, нет исследования. Это похоже на ученого, который пытается исследовать какое-нибудь дикое животное. Он берет специальное оборудование и удаляется в лес. Он идем по следам этого животного и отслеживает его жизнедеятельность. Здесь зверь лежал, здесь стоял и т.д. Но представление о нем у исследователя меняется сразу после встречи с этим зверем. Он может сделать много теоретических заключений в результате своих исследований, но когда он встретится лицом к лицу с волком, например, то сразу же все переосмыслит. У него в одно мгновение останавливается жизнь, и он понимает, что находится между жизнью и смертью. И вот в это мгновение можно много всего переосмыслить. То, что нельзя было осмыслить за годы, переосмысляется за несколько мгновений. Вот она какова духовная область, понимаете? И мы должны ее исследовать и применить ее практически.
А начинать мы должны с того, чтобы переосмыслить какие-то аспекты своей духовной жизни, которые нас мучают, от которых мы страдаем и не находим себе места. Вы вот обратите внимание на такой жизненный факт. Человек утром встает, а у него упадок сил. Вроде бы и спал, и отдохнул, сил набрался, что-то плохое забыл. Но утром встает, а у него опять внутренние переживания, какие-то воспоминания, и у него нет сил не то что работать, а даже просто двигаться. Или вот, допустим, человек в храм приходит и должен отдыхать там душою и насыщаться Божественной энергией, которая обогащает, просветляет, одухотворяет, а ему и сидеть тяжело, и стоять тяжело, и места он не может себе найти. И объяснение этому одно: где-то у нас “спускает”, где-то благодать Божия просачивается и уходит. Я уже неоднократно говорил, что той благодати, которую мы прямо сейчас получаем, должно хватить на лет 200 нашей земной жизни. Но почему-то она уходит за один день. Куда она уходит, через что она уходит? Вот что мы должны переосмыслить и понять, где “спускает”. Может, через осуждение, может, через самолюбие…
Знаете, когда человеку хорошо и посетила его благодать Божия, то он хочет помочь человеку. Он делает это с очень большим удовольствием. Вот кому угодно человек готов помогать, он чувствует эту потребность. А если человеку плохо, значит, в этот момент он думает о самом себе. И думает он только о том, как помочь себе. Он может кого-то обвинять, кого-то преследовать, искать виновных в том, что ему плохо. Через эти попытки он становится эгоцентричным, и вместо того, чтобы думать о других людях, человек вынужден думать о себе, потому что ему плохо. Вопрос к вам. А если человеку постоянно плохо, как вы думаете, о ком он думает? И дав ответ на этот вопрос, объясняется, почему в нас нет любви и почему мы не любим других людей. Потому что где-то у нас “спускает” благодать, Божественная энергия нас покидает, мы ощущаем внутреннюю пустоту. И мы ищем причины этой пустоты. Причины мы находим в ближнем и пытаемся его любым способом осудить или обвинить, лишь бы нам стало чуть-чуть легче. И, действительно, становится легче! Правда, только ненадолго… И мы возвращаемся к этому вновь и вновь…
Был вот такой случай. После продолжительной разлуки еще в студенческие годы, спустя 20 лет встретились два друга у одного из них дома. И друг заметил, что товарищ, обращаясь к своей супруге, постоянно говорит ей ласковые слова (милочек, светик и т.д.) И он говорит своему другу: «У тебя такая замечательная жена, у вас такие хорошие отношения. Ты так ласково ее называешь. И светик, и ягодка, и звездочка!» А друг отвечает ему: «Ты знаешь, я уже 15 лет назад забыл ее имя. И поэтому обращаюсь к ней вот таким образом». Понимаете, о чем я? Есть вещи, которые мы переворачиваем. Наша духовная жизнь по сути своей тоже перевернута.
Все мы мечтаем, стремимся к чему-то высшему, главному, читаем книги, воодушевляемся от них. Почему? Ответ прост. Надо себя испытать, надо эту духовную жизнь исследовать и использовать практически. Вот тогда начнется новая жизнь. И эта жизнь, если вы захотите, может начаться прямо сейчас. Откроется область таинственного. Она очень интересная, она насыщенная, она глубокая. И, я вам обещаю, не будет никаких разочарований. Не будет так, что, когда вы откроете молитвослов, вам будет скучно, вы заходите в храм и места себе не находите. Начните с переосмысления своей жизни и скажите: «Господи! Я знаю, каков я есть, и другие тоже уже в этом убедились. Я свою жизнь предаю в Твои руки. Дай мне крестик. Такой, какой ты сам знаешь. Большой или маленький, мне не важно. Ты мне дай его, укажи путь и помоги мне пройти через эти узкие двери». И это бремя в действительности не тяжкое. Оно легкое. И оно много нам откроет.
Задумайтесь, если нам будет хорошо и благодатно, то у нас будет полнота. И где бы мы ни находились, чем бы мы ни занимались, какие бы люди нас не окружали – нам всегда будет хорошо. И не важно, сколько я проживу - пять лет, пятьдесят или восемьдесят пять… Потому что все теряется: и время, и пространство. Для человека важно только его глубокое, внутреннее переживание. Это и есть духовная жизнь. Если она вас еще не коснулась, может быть уже пора начинать? За плечами у многих из нас годы, а у некоторых и десятилетия церковной жизни и ничего не изменилось. Может пора изменить? И изменить так, чтобы забыть, захлопнуть всю вот эту прошлую жизнь и открыть новую. Интересную, глубокую и духовную. Поэтому каждому из вас желаю переосмыслить эту жизнь, взять свой крест и последовать за Христом, проходя этот благодатный путь с Богом, со Христом, во славу Его, и посвящения Ему, и наследованию вечной жизни. Аминь.