Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня в воскресный день Святая Церковь отмечает Неделю о страшном суде. Мать-Церковь перед Великим постом предусмотрела предупредить всех своих чад о том, что однажды в Судный день мы предстанем пред лицом Господа нашего Иисуса Христа. В Священном Писании сказано о том, что в этот день Он отделит праведников от неправедников, подобно Пастырю, отделяющему овец от козлов. Овец Он поставит по правую сторону, а козлов по левую. Будет каждого судить по его делам. Спросит их: «Когда Я пришёл, встретили вы Меня или нет, послужили Мне или не послужили, посетили в темнице или нет?» Этим Господь показывает, что в день ответа мы будем давать отчёт о своём служении перед Богом или перед людьми. Послужив человеку, мы послужим Богу. Это открывается каждому человеку, и Господь конкретно говорит: « Всё что делаете вы ближнему – делаете Мне».
Обратите внимание, когда Господь рассказывает об этом дне, каким бы он ни казался страшным, Он спрашивает о том, что мы сделали для ближнего своего. Там нет вопросов касающихся повседневной, обыденной, традиционной или обрядовой жизни. Там не спросят сколько мы сделали поклонов, как мы совершали своё молитвенное правило. Там не будет вопросов, касающихся наших традиционных дел. А ведь этих традиций великое множество. Именно таких людей и называют традиционно-верующими людьми. То есть в Церковь пришёл, поучаствовал в Таинствах, отдал отчёт и пошёл дальше. А служения как такового и не видно. Поэтому здесь очень важно понимать, чего Господь потребует от нас на Страшном Суде.
Представьте себе, что вы принимаете участие в частном суде. Вас оклеветали, ну или просто призвали на суд, и вы завтра должны дать отчёт, но заранее предупредили, о чём вас спросят. Вы, конечно же, будете готовиться к ответу. Вы подумаете над тем, что вам сказать, как сказать, чтобы не выставить себя в невыгодном положении. Вы предупреждены, а значит вооружены. Всё просто, всё вот так вот просто! Тебя предупредили и ты знаешь, что сказать. То же самое касается и Страшного Суда. Нас уже предупредили, что спросят. А спросят о том, как часто мы посещали больных, посещали ли мы людей, живущих в тюрьме, посещали ли мы людей, которые нуждались в нашей помощи в каких-то других местах. Насколько усердно мы им служили? Вот этот вопрос и подчёркивается в Евангелии, чего от нас Господь ждёт. А ждёт Он от нас служения. Служения ближним. Это совсем не сложно, это даже доставляет удовольствие. То есть для того, чтобы иметь вечную жизнь и оправдаться на Страшном Суде, надо делать дела, которые доставляют нам удовольствие. Посмотрите, как просто оправдаться перед Богом и не быть судимым!
Есть много выражений и высказываний святых отцов в отношении Страшного Суда. Некоторые из них говорили, что Господь будет судить очень строго, а некоторые говорили, что Господь будет искать малейшую причину, чтобы оправдать человека. Насколько вы готовы принять святоотеческую мысль, это вам решать. Хотите, можете представить себя во время молитвы, или просто, когда вы стоите на службе, что вы даёте отчёт перед Страшным Судьёй, Который ждёт от вас строгого отчёта о своих делах. Если это вызывает у вас покаяние или умиление, ради Бога, думайте так. Это вам пойдёт на пользу.
Но многим из нас, кто живёт в современном мире и очень часто унывает и отчаивается, полезнее думать иначе. Лучше представлять себя не перед Страшным Судьей, а перед Милосердным Богом, Который ищет любую причину, чтобы Вас оправдать. Так Он поступит в отношении всех, кого мы знаем, кого мы любим, которые ушли, или которым ещё предстоит уйти из этой жизни. Как мы себя настроим, так мы и проживём эту жизнь.
Думать о последнем дне – это замечательная идея. Потому что будет создаваться внутренняя атмосфера, которая напоминает человеку, что он смертный, что рано или поздно он умрёт и, перейдя в вечность, будет отвечать за свои поступки. Но не думать и исключить свои переживания об этом – значит лишиться этой благодатной атмосферы. И ключевое слово здесь – благодатной. То есть, мысли о Страшном Суде должны стать приятным переживанием. Ни в коем случае они не должны вызывать отчаяния, когда человек не знает, что делать со своей жизнью, как ему дальше жить, если у него не будет никакого света надежды. В таком случае человеку лучше думать только о милосердии Божием.
Поэтому Мать- Церковь и предлагает нашему вниманию такую мысль о вечной жизни. Церковь делает это не для того, чтобы внести сложности и страх в нашу жизнь. Господь этого не хочет. Он хочет, чтобы мы не боялись Его, чтобы мы испытывали Его присутствие, испытывали чувство благодарности, и даже если и возникает некий страх, то только для того, чтобы не обидеть Его. Это подобно тому, как мы боимся внести что-то нехорошее для наших близких, например, родителей, чтобы они не переживали за нас и этим самым стараемся сохранить их мир и покой. Вот такой страх считается нормальным. И именно вот такого страха от нас ждет Господь. А во всем остальном мы надеемся на Бога, на Его милосердие и сострадание.
Но, важно понимать, что целью всей нашей жизни является служение. Если мы ещё не начали служить кому-то, то значит, мы ещё и не начали дело своего спасения. Значит всё, что мы делали, мы делали по большей части для себя. Тогда человеку действительно тяжело будет дать отчёт перед Богом. Он спросит: “Ну что ты сделал для человека?” – “Я жил для себя”. Ему придётся ответить честно. А важно ответить: “Я заботился о людях”. И заботился не об одном, двух, а обо всех. Наполнял всю свою жизнь служением. Именно в этом заключалась вся полнота жизни. А если прошел день, и мы ничего не сделали другому человеку, я имею ввиду хорошего (плохое то мы делаем), то, значит, день мы прожили напрасно. Значит, мы его просто потеряли. А если мы годами ни о ком не заботимся, значит у нас серьёзная проблема души, и нам надо пересматривать свои убеждения. Что там не так, почему наша жизнь ничем не наполняется? А служа человеку, человек не просто наполняется каким-то ответным благом, потому что люди признательны людям великодушным, а он наполняется радостью, светом, он чувствует в себе присутствие Бога. Потому что и Бог служит человеку.
Цель Христа, пришедшего на Землю, тоже было служение человеку. И тогда вы с Ним заодно, и Христос и вы. Он думает, как позаботиться о человеке и помочь ему, и вы вместе с Ним. Получается некая такая Божественная и человеческая синергия, где всё принимает участие в том, чтобы помочь человеку. Мы расширяем своё сердце, и оно становится глубоким. Мы можем туда вместить много-много людей. Это не обязательно будут люди, которых мы знаем.
Состраданию нет предела, оно может проявляться любому и каждому, независимо рядом он или нет, знаем мы его или нет. Мы можем простирать своё сострадание до края земли, можем сострадать африканским детям, можем помогать тем, кто находится где-нибудь в Индии или в Америке. Это не имеет значения. Мы можем за них помолиться и высказать тем самым своё сострадание и служение человеку. Даже если вы настолько заняты, можно такое допустить, занят человек настолько, что у него нет свободного времени, заботы, работа, может у него их две или три, у него нет возможности служить, но молиться то мы можем за всех, и в этом нет никаких препятствий. Нужно сострадать человеку. Вот услышали вы или увидели, что кто-то испытывает беду, проникнитесь тем, что произошло, и тем самым вы выкажете своё внутреннее сострадание людям. Тогда жизнь будет наполняться неким смыслом, и тогда так просто будет пред Богом ответ дать: “Господи, я не ради себя жил, а ради вот этих людей. Тебе судить, насколько хорошо я служил. Но я сделал всё, что мог сделать по своей человеческой природе”. И этих слов будет Богу достаточно, чтобы нас оправдать.
И, пожалуйста, не вводите в заблуждение себя и других людей, что для того, чтобы оправдаться перед Богом надо… и далее следует свод огромных правил. Ведь это правила человеческие. Вы посмотрите, как конкретно Господь говорит: “Оправдаетесь, если будете помогать людям, если будете сострадать, если чужую боль примете как свою”. Всё просто, всё понятно, не надо ничего изобретать, придумывать, наваливать на себя какой-то груз невыносимых страданий.
Я просто удивляюсь, когда человек на такие вещи сильно обращает внимание. Вот, например, не выполнил человек своё молитвенное правило. Всё, он мучается, он страдает, что его не выполнил. А вот то, что он обидел, осудил человека, или посмотрел на него так, что больно стало от такого взгляда – это ничего, это не страшно, всякое бывает. А важно то, что, например: “Ой, опоздала в Церковь. Ой, не успела выполнить молитвенное правило. Надо же, забыла перекреститься перед обедом.” Вот на такие вещи мы обращаем пристальное внимание, и просим прощения у Бога за это. Посмотрите, насколько примитивно мы мыслим! Насколько уклонились наши убеждения от той истины, к которой Господь обращает все наши взоры.
Внимание! Помогайте людям, служите им и спасётесь. Любой, кто думает о другом человеке, свободно может войти в райские селения. Вот просто бери и заходи! Вот так просто войти в Царствие Небесное! Не надо говорить, что для этого надо работать над собой, и чтобы служить людям, надо горы перевернуть. Нет, сделайте человеку добро, и вы испытаете огромнейшую радость. А если сделаете много добра, вы будете самым счастливым человеком на Земле, а ещё и на Небе. Представляете, какая благость Божия нам открыта?
Тогда будет совсем не страшно встретиться с Богом в Судный день. Более того, это будет очень приятным и долгожданным моментом всей вашей жизни. Вот как мы должны себя настроить! И тогда всё будет приятным, благодатным, и для нас полезным. Поэтому, пожалуйста, подумайте хорошенько над тем, как вы живёте, кому вы служите, и насколько хорошо вы служите. И этим наполнится ваша жизнь, в чём да поможет вам всем Господь. Аминь.