Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня, а также с днем памяти всем известных преподобных отцов Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Сергий Радонежский является продолжателем древнейшей монашеской традиции. Он возродил монашескую общину, которая сегодня именуется Лаврой и известна не только всей России, но и всему православному миру. А преподобный Афанасий Афонский тоже подвизался на ниве аскетической жизни и устраивал монашескую жизнь, но уже на святой горе Афон в Греции. Он тоже прославился как основатель святой обители. На примере этих святых угодников в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали историю о сотнике: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» ( Мф. 8:5-13)
Как же жизнь этих преподобных связана с евангельской историей о сотнике? Но ведь они так же как и сотник распоряжались большим количеством людей. Ведь они были игуменами, у которых были огромные обители. Начинали они, конечно, с маленькой общины в несколько человек. Но потом община разрасталась в огромное количество людей, которые имели желание подвизаться ради Христа. Они, как игумены, распоряжались этими людьми, потому что существует монашеская традиция, что если человек приходит в монастырь, то он должен отказаться от своего ума, и думает, как живущие в монастыре люди. Как говорил один игумен: “Старайтесь жить в некоем сообразии души и тела”. Можно сказать единым духом, единым сердцем, единым исповедованием Бога. Именно в такой традиции были основаны древние монастыри. Но, распоряжаясь людьми, они не рассчитывали на самих себя, а просили Бога, чтобы Он участвовал в их жизни.
Это напоминает нам и о выстраивании наших отношений с Богом. Ведь в нашем распоряжении тоже есть близкие люди, с которыми мы порой ведем себя, как власть имущие. В отношениях с близкими людьми мы вменяем себе это в ответственность. Но иногда в этой ответственности мы исключаем Бога. Ведь бывает так, что мы слишком много берем на себя, и не спрашиваем у себя: “А насколько это угодно Богу? Насколько это будет созидать других людей?” Очень много людей, имеющих власть, ставят себе целью использовать человека, и очень часто пользуются человеческими достижениями. Но когда они поднимаются на пик этой власти, то чувствуют пустоту. Приходит ощущение, что они чего-то лишились. А лишились они на самом деле таких важных составляющих, как душа и совесть. У них появилось так много материальных благ, что они забыли о духовности. Поэтому наступила внутренняя пустота.
Но ведь не так поступали угодники Божии. Чаще всего, когда они распоряжались кем- то, то руководствовались не столько умом, сколько сердцем. Они не преследовали свою собственную выгоду, а пытались помочь человечеству. Другими словами, вся их жизнь заключалась только в одном – служить другим людям. Они этому служению посвящали всю свою жизнь.
У нас тоже может быть много целей в жизни. Они, действительно, тоже очень важны: построить дом, выстроить в нем уют, создать условия для воспитания детей, обрести хорошие и честные дружеские отношения и т. д. Это все прекрасно! Но, какими бы ни были промежуточные цели, конечная цель в жизни каждого – служение людям. Только обретя эту конечную цель, жизнь человека наполнится огромным смыслом. Другими словами, чтобы выстроить правильные отношения с Богом и с жизнью, нам необходимо служить людям. Как это сделал и сам Христос. Ведь Он пришел, чтобы послужить, а не чтобы ему послужили. Вот когда человек достигнет вот этой внутренней полноты, он начинает светиться. Тут справедливы слова Христа, когда Он говорит, что: “никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет”. Такова сущность жизни человека. А если мы ищем другие цели, и они не преследует основной цели служения человеку, то мы придем к внутренней пустоте.
Этому есть много примеров в жизни. Когда мы видим людей, которые имеют все, но которым плохо. Они ничего не могут с этим поделать. Мне приходилось встречать таких людей, у которых вроде бы все есть, и они благодарны Богу, за то что имеют, но их основное место в жизни занимает только семья. Это очень важно, правда. Важны и дети, и супруги, и родители. Но есть нечто большее. Есть нечто за пределами семьи. Это люди, которые ждут нашего участия. А без вот этой коммуникации с людьми, без правильных отношений, без открытого, честного и справедливого диалога, мы никогда в жизни не достигнем благополучия. Да, мы будем жить. Может быть даже и неплохо. Но все время чего-то будет не хватать. Мы едим пищу. И, согласитесь, можно есть любую пищу. Даже если съесть разок-другой помои, то они не особо повредят, хотя скорей всего расстройство желудка случится. Но, если есть так каждый день? Как вы будете чувствовать себя в своей жизни?
А что, если мы выстроим свою жизнь в отношениях с людьми таким образом, чтобы эти отношения были качественными, чтобы не кое-как, и не по случайному стечению обстоятельств, а чтобы была конкретная цель в выстраивании качественных отношений с человеком: проявить такт, манеру, благородство, помочь человеку раскрыть самого себя. Вам станет веселее, если люди при общении с вами будут радоваться. Тогда и вам будет радостно. Но не должно быть так, что вы веселитесь, а за собой оставляете боль и страдание.
Возьмем, к примеру, людей, которые любыми способами стремятся к карьерному росту. А ведь за этим стремлением столько боли и страданий. Ведь такая перспектива никому не нужна, правда? Вы можете жить по соседству с другими людьми и совсем с ними не общаться. Да, вы будете жить кое-как, но вы будете избегать случая контакта с этими людьми, и бояться показаться перед ними, а потом бояться того, что о вас подумают и что о вас скажут. А что если вы станете открытыми и для вас станет все открыто? Когда вы уберете все границы? Когда не будете разделять людей на хороших и плохих? Ведь нас окружают люди. Они именно такие, какие есть. Их надо принять и полюбить такими, какие они есть.
Постарайтесь сделать что-то для людей здесь и сейчас. Когда я говорю здесь и сейчас, то это и должно произойти здесь и сейчас, а не за пределами храма. Что вы можете сделать для тех, кто стоит рядом? Да, конечно, можно подумать, что это чужие люди, и мы им ничего не должны. Но нужно отбросить эти категории: должен, не должен. Ведь вы, действительно, никому ничего не должны. Но вы можете принять участие в жизни этих людей. Как это сделать? Да очень просто! Скажите: “Господи, я дарю им свою любовь. Пусть у тех людей, которые стоят рядом со мной, будет все хорошо. Господи, дай им здоровья и благополучия. Дай им познать Тебя!” Хорошее начало, правда? А когда вы выйдете за пределы храма, вы подарите еще что-нибудь хорошее. Вы подарите доброе слово, взгляд, улыбку, приветствие. А ведь для служения человечеству поле деятельности огромное! Именно вы улучшите этот мир. Мир станет лучше сразу, как только вы начнете действовать. А действовать нужно сейчас! Ведь вы же не думаете, что все преобразуется само собой? Вы не дождетесь, что мир преобразиться сам по себе. Он скорее пойдет по процессу распада. Посмотрите на историю: исчезают цивилизации и правители. Если ничего не делать и не вносить в эту жизнь добро и любовь, то мир погибнет. Если человек не будет светить, то он будет всем в тягость. И наша жизнь будет в тягость для нас самих.
Поэтому я призываю вас к действию. И действовать нужно здесь, сейчас и всегда. Ведь это очень приятное делание! Ведь любить и дарить добро– это прекрасно! Это несложно, правда? И это, причем, не требует огромных средств и много времени. Что стоит ваша улыбка? Ничего! А доброе слово? Тоже ничего! А вы за это приобретете мир души, и у вас будет особое отношение с Богом и с человеком. Правда, это прекрасно? А в дальнейшей перспективе этот свет и добро будет шириться в этом мире все больше и больше. Только таким способом мир может преобразиться! Поздравляю вас всех еще раз с праздником, а тех, кто причастился с принятием Святых Таинств Христовых. Аминь.