Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, братья и сестры, с праздником воскресного дня, а также с Неделей мытаря и фарисея. Это первая неделя, которая предуготовляет нас к Великому посту. Я призываю всех и каждого рассудить перед постом, что же эта неделя нам несет. Почему Церковь-мать нашла уместным рассказать нам именно евангельскую притчу о мытаре и фарисее.
Мы все хорошо понимаем на своей собственной жизни и на примере других людей, что наша жизнь основана на смирении. Без смирения нет спасения, нет исцеления, нет духовного роста, нет преуспеяния ни в каком аспекте жизни. Ведь мы хорошо знаем, что ум без смирения хитрость. Если в жизни нет смирения, то это становится неприятным ни для самого человека, ни для других людей. Вы все видели гордых людей, и при встрече с такими у нас сразу же возникала ассоциация с фарисеем, который воздев руки, благодарил Бога за все: за то, что он не такой как все, и постится, и молится, и, что самое главное, не такой как мытарь. А мытарь в свою очередь, как воплощение смирения, опустив глаза вниз и, не смея поднять своего взора, говорил: «Боже милостив, буди мне грешному». (Лк. 18.13).
Но мы с вами все должны понимать, что образ мытаря и фарисея, преподанный Христом, очень глубокий. Ни в коем случае нельзя только по внешнему виду, или словам определять сущность человека. Я бы сказал, что фарисеям не повезло, что их окрестили гордыми людьми, потому что ведь не фарисей виноват. Да и мытарь не был каким-то особым человеком. Он был настоящим грешником. А фарисей действительно был праведником. Но, ни в коем случае, нельзя считать, что фарисей – это некий образ, который воздев руки, молится Богу. Ведь, наверное, священники – это первые люди, которые подпадают под этот образ. Потому что они, когда совершают Литургию, тоже воздевают руки. Значит, получается, что и мы тоже фарисеи. А если кто-то говорит о себе, что он самый грешный человек, и после этого какую-то пакость совершает, то тоже не скажешь, что это мытарь. Поэтому, давайте не будем так грубо привязываться к образам без сути и глубины содержания.
Так что же определяет суть человека? Его мысли, и его дальнейшие поступки. Мы все помним слова Спасителя: “По плодам их узнаете их” (Мф. 7:16). То есть получается, если мы не соответствуем по своей жизни образу смиренного человека, то это и определяет нас. Бывает очень больно именно в нашей Православной Церкви видеть людей, которые грубо взяли оболочку образа этой Притчи, потому что многие так и не постигли глубины, что же такое настоящее смирение, и в чем оно выражается. Поэтому давайте сейчас нарисуем этот образ смиренного человека и представим, каким он должен быть – настоящий смиренный человек.
Я сейчас не буду даже привязываться к религии и воцерковленности. Потому что мы знаем много смиренных слов, но это не будет отображать сущность. Мы часто говорим о себе, что мы самые грешные люди, и что мы недостойны, и что мы первые из самых последних, и что мы пыль земная, и псы смердящие. И можно подумать, услышав такие слова, что вот оно – само совершенство этого смирения.
Но давайте уберем все эти слова, все образы и представления, которые у нас имеются, и нарисуем с чистого листа образ смиренного человека. Во-первых – это будет человек скромного мнения о себе. Он не представляет себя некой непререкаемой величиной, слова которой являются истиной в последней инстанции. Он скромен, но в то же самое время, бережет свое собственное человеческое достоинство. Он понимает, что носит в себе образ Божий. Он уважает и любит себя. Ключевым выражением является именно “любит себя”, и делает это он для того, чтобы понять, как уважать и любить других людей. Без этого невозможно войти в духовную жизнь и начать совершенствоваться. Поэтому очень необходимо себя уважать. Потому что смиренный и скромно думающий о себе человек, прежде всего, уважает себя. Он видит в себе образ Божий и чтит его. Понимаете? Как это происходит? Это ведь не значит, что можно поставить его в уголок и кадить, и именно так чтить его человеческое достоинство. Нет, я имею ввиду другие понятия. Этот человек уважает свой выбор, свое решение. Он видит в себе Творца и благодарит Бога. Он чувствует Его в себе, и когда какие-то обстоятельства унижают в нем образ Божий, то он в праве будет отстоять и защитить в себе образ Бога.
Человек смиренный никогда не будет присваивать свою славу себе. Он обычно присваивает ее Богу, либо другим людям. Ведь мы живем в социуме и в принципе тесно связаны между собой. Обратите внимание, что мы сами по себе не выживем. Очень сложно было бы человеку выживать одному на земле. Даже не знаю с чего начинать, потому что это даже сложно себе и представить. Вот попробуйте пойти в лес на одну-две недели. Не берите с собой никаких запасов и попробуйте выжить один. Знаете, какое самое большое наказание в тюрьме? Остаться одному. Это самое большое наказание, когда человеку не с кем поговорить, не с кем поделиться, не на кого положить какое-то свое переживание. Поэтому, живя среди других людей, нам очень удобно и комфортно.
Вот допустим, у нас в монастыре меня хвалят за то, что у нас ведется такое строительство. Но ведь я понимаю, что это не моя заслуга. Это заслуга тех людей, которые здесь работают, живут, которые вкладываю свой интеллект, свои способности, свои таланты. Архитектор вложил свои таланты, строители вложили свои способности, братия в свою очередь молится, люди приезжают и помогают либо деньгами, либо своим человеческим трудом. Понимаете? Ведь в совокупности монастырь строится не игуменом, а людьми. Вот попробуй и сделай что-нибудь один. Ведь ничего же я не сделаю. Понимаете? Вот это и есть признание того, что мне все это не принадлежит и заслуга эта общая. Поэтому все ваши достижения, ваша семья, ваше положение, карьера и даже ваше благосостояние, принадлежит всем. Это общая заслуга. Смиренный человек это понимает до глубины души. Поэтому, когда он благодарит бога, он признает и принимает в себя участие всех людей. Тогда его душа исполняется еще большей радостью. Вот это и есть образ смиренного человека.
Совсем необязательно держать голову, опущенной вниз. Вот, иногда, беседуешь с христианином, и смотришь, как он весь съеживается. Я не знаю, какой он образ в это время на себя берет, но иногда наше поведение и наша осанка, невольно свидетельствует о человеке, кем он является. Но вы должны понять, что смиренный человек, это не обязательно глаза вниз и голову в землю. Смиренный человек замечает красоту, благодарит Бога, присваивает славу Богу, а не себе. Вот приблизительно, коротко говоря, образ смиренного человека.
А между фарисейством и смирением много состояний. Есть и смиренный фарисей, и гордый мытарь, и между ними так много оттенков этих состояний! Это и самолюбие, и прочее. Нет чистой воды фарисея, и нет чистой воды мытаря. Люди бывают разные. Но если человек, особенно христианин, создает правильный образ смиренного человека, не на словах и каких-то его внешних проявлениях, а в самой сути, то это дорогого стоит. Этот человек думает смиренно и открывает свое сердце для Бога и для людей. Прошу заметить, не закрывает, считая себя недостойным и ничего не предпринимая, потому что думает, что какие-то свершения не для него и это удел других людей. Нет, он наоборот, открывает себя. Вы знаете, в чем суть смиренного человека? Он служит! В этом его и суть, и цель, и самовыражение.
Но прежде чем начать служить, он должен иметь хоть что-то, чем он будет служить. Для этого у него должны быть в наличии какие-то духовные блага. Человек надежен, рассудителен, мудр, наблюдателен, решителен. Когда приходишь к такому человеку, то у него можно позаимствовать все вышеперечисленные качества. А он, в свою очередь, своей целью ставит сделать как можно больше для людей. Допустим, если человек говорит какой-то комплимент встреченному человеку, то он украшает самого себя. Вот он поднял упавшую перчатку, и с улыбкой отдал проходящему мимо человеку. Поверьте мне, он испытывает такую радость, больше чем при съедении кусочка торта или пирога. Вот в этом малом и заключается служение. Поздороваться, улыбнутся, поблагодарить, проявить какое-то внимание. Вот это и есть образ смиренного человека. Поэтому, пожалуйста, выбросьте из своей головы тот ложный образ, который нам представился, считая, что если смиренный человек молится, то он должен опустить глаза в пол. Да нет же! Он благодарит Бога! А благодарность это и есть проявление смирения. Он любую славу присваивает не себе, а Богу. Поэтому, если он поднял голову кверху – это нормально. Если он улыбается, заметив вас – это тоже нормально.
Поэтому себя и каждого из вас призываю к тому, чтобы мы создавали правильные образы и стремились к ним так, чтобы это было и людям приятно и Богу угодно, Которому слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.