Вы здесь

Созерцательная жизнь проходит лишь через практическое применение духовных знаний (Проповедь 11.10.2020)

понедельник, октября 12, 2020

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы были слушателями евангельского повествования о Христе Иисусе, Который призывал Своих учеников на служение евангельского благовестия. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». ( Лк. 5: 1-11)

Это очень поучительная история. И она, можно сказать, открывает нам одну очень важную для всех тайну. Тайну о том, что Бог видит, слышит, и глубоко всех нас понимает, и дает возможность, чтобы мы получили все лучшее и полезное для своей души. В данном случае апостолы стали ловцами душ человеческих для того, чтобы их спасти и через небесный невод привести в райские селения. В нашем случае эта возможность и эта тайна работает несколько по-другому. Мы часто смотрим в глаза невозможному, и нам кажется, что это не для нас, не про нас, и только святые угодники могли пользоваться такой благостью Господней: и услышать, и увидеть, и получить от Него все просимое. Но это не так. Ведь тайна в том, что Господь нам дает все лучшее и важное, если мы сами того захотим. Все, что бы то ни было! Даже если мы столкнулись бы с самым непреодолимым: болезнями, невзгодами и даже в самом трудном деле – преодолением самого себя. (Потому что, единственным, порой непреодолимым  препятствием, которое у нас возникает, является сам человек).

Как это все происходит? Очень важно чтобы мы развили в себе созерцательность Бога во всех Его проявлениях. Мы обращаемся к Нему, но не созерцаем Его. Чаще всего наша «созерцательность», заключается только в произносимой форме молитвы: ”Господи, помоги мне!”, ”Пресвятая Богородица, спаси нас” и т. д. Иными словами, есть некоторые условности, к которым мы привязаны. И наша молитва обусловлена тем, что мы взываем к Богу и выстраиваем свои отношения только через словесную молитву. А созерцательную часть знали святые отцы. Они созерцали Бога не в словах. Это было больше, чем слово, больше, чем духовная видимость. Они входили в такой близкий контакт с Богом, что Господь давал им все необходимое. И примечательно то, что они для себя практически никогда ничего не просили. Они могли попросить для тех ближних, которые нуждались в этих молитвах. Но для себя они не просили по той простой причине, что Бог и так давал им все, что для них было необходимо. И давал с таким избытком, что они едва-едва могли понести такую благодать. Из-за ее обилия у них возникала необходимость поделиться ею. Не могли они ее нести только в самих себе, потому что требовался выход, выплеск этой благодати Божией. Когда они получали эту полноту Божественной благодати, тогда Господь посылал им людей, чтобы они ей делились. И более того, чем больше они ей делились, тем больше Господь снова возобновлял им эту благодать. Она становилась еще более сугубой, потому что они не жадничали и отдавали ее.

Но возможность получения даров от Бога возможна только при созерцательности. Другими словами - это глубокое внимание человека к Богу и ко всему происходящему. Апостолы в сегодняшнем евангельском чтении не просили, чтобы Господь усмотрел, когда им снова бросить сети. Но Господь сам к ним обратился в нужное время для того, чтобы ловля была удачной. Для Бога нет ничего невозможного. Невозможное и для нас тоже может исчезнуть, если мы сами того захотим и если мы научимся созерцать и брать от Бога все, что нам дается. Господь нам хочет отдать, но мы не хотим. Мы сами себя ограничиваем, потому что наше представление о Боге несколько примитивно. У нас все строится по типу деловых отношений: Ты мне, я Тебе. Вот если я Тебе это сделаю, тогда жду и от Тебя. Вот я постился, молился – и Ты дай мне. Я простил человека и сумел его оправдать, теперь жду и от Тебя оправданий! Это коммерческие отношения! Господь не хочет, чтобы у нас было вот эта постоянная взаимность деловых отношений. Он даст нам даже без наших просьб и даже порой, если вы замечали, мы не хотим чего-то, а Господь все равно нам дает.

Все, что нам нужно сделать, это вырабатывать в себе созерцательную часть души. Нам нужно научиться слышать и видеть Господа. Вы скажете, что для нас это невозможно, ибо это возможно только для святых отцов. Но это не правда! И это возможно. Самое главное, что наш дух ”зато́чен” под это. И он требует вот этого самообновления полнотой Божественной благодати. Эта энергия сама просится и ищет. Услышьте сейчас меня! Она ищет возможность войти в нас. Вот стучится и настойчиво просит: ”Пожалуйста, пусти меня!” И когда мы полностью доверим себя Богу, когда мы начнем созерцать Его, у нас все будет получаться. У нас будут решаться все наши проблемы: со здоровьем, с нашими вредными привычками, с которыми мы ужились так, что они стали нам родными. Все это сжигается полностью под действием вот этой Божественной энергии, которая очищает и возобновляет. А иначе это не работает. Если же мы надеемся на коммерческие отношения, то мы ничего не получим. Да, мы можем получать крохи от стола Господня, как животные. В то время как святые получали все. Возможно, это обстоятельство будет некоторое время нас смирять. Но мы можем пройти всю свою жизнь, так и не поняв простую истину, что Бог для нас открыт. Он хочет, чтобы мы жили в такой же полноте, как и святые. А получив эту полноту, человек сделает невозможное возможным.

Подумайте сейчас, что для вас невозможно. У кого-то это большой список, у некоторых небольшой, но, так или иначе, это есть, и мы не можем с чем-то справиться. Кто-то не может справиться с осуждением. Вот укоренилось это в человеке и все. А почему это происходит? Потому что мы неправильно относимся к очевидным вещам. Мы смотрим на человека не в полноте, а берем какой-то его фрагмент жизни и пытаемся сделать какой-то определенный вывод и поставить точку. Вот этот человек такой и точка! И как только мы остановились и вгрызлись в этот фрагмент его жизни – всё, духовное развитие в нас остановилось, и контакт с Богом потерялся. Быть с Богом в прямом, непосредственном контакте – значит видеть и ощущать все в полноте. Видеть человека в его целостности и принять его таким, как он есть. И это можно сделать только через созерцание Бога. Сколько бы мы ни силились, сколько бы мы ни работали, сколько бы мы ни внушали себе, что не должны этого делать, не должны осуждать. Но, приходя на исповедь, мы понимаем, что ничего не меняется. И не поменяется! Потому что у нас все получается поверхностно и по чуть-чуть. Мы живем поверхностно, к человеку относимся поверхностно и соответственно поверхностно относимся и к Богу. Мы все делаем по чуть-чуть. Чуть-чуть помог человеку, чуть-чуть помолился Богу, чуть-чуть помог самому себе. Но так это не работает и полноты не будет никогда. Вся эта духовная жизнь, все самое радостное, благостное, счастливое и духовное пройдет мимо нас по одной простой причине: у нас отсутствует такое мышление. Мы приняли неправильную позицию к очевидным и важным вещам в своей жизни. Вот в чем проблема.

Поэтому я прошу вас сейчас сделать на будущее эту переоценку. Хотите жить в полноте с Богом – учитесь быть внимательными ко всему. Вот очень внимательными к чему бы то ни было. Дерево ли вы проходите или человека. Есть у вас свободное время – остановитесь и присмотритесь. Особенно к детям. Они требуют к себе особого внимания. Ведь вся проблема отношений отцов и детей только в одном: мы так и не поняли, кто наши дети. Кто они по своей природе, как мы к ним относимся? Если человек будет внимательно созерцать даже своего ребенка в его полноте, то он поймет его, потом выработает в себе общий с ним язык, и только тогда сможет на него каким-то образом влиять. И не каким-то противоестественным, насильственным способом. Мы тогда просто уступим место Богу, Который будет действовать в нас и тогда мы уже будем говорить не своими словами и адресуем это не к своему уму, а к более глубокой, созерцательной части человеческой души. Именно тогда мы начнем созерцать Бога и душу человека. Это для нас очень важно.

Я очень прошу, чтобы вы пересмотрели свои ценности и постарались себя изменить. Тогда все вокруг изменится. Будет такая палитра цветов, которая вызовет радовать у всех. Потому что вы увидите мир в других цветах, ярких и сочных, а не только в черно-белых. Не только в категории хорошо или плохо. Там уже будут какие-то более глубокие, промежуточные категории. И вы будете все понимать. Вы будете видеть не только фрагмент картины, а увидите всю картину целиком. И вы посмотрите на мир так, как никогда еще не смотрели. В чем и поможет нам всем Господь! Аминь.