Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня и памятью всех святых, которых мы сегодня празднуем. Времена, конечно, меняются, философская мысль имеет свой характер, зависящий от времени. Но такие эталоны, духовные, как святые, они остаются неизменными. И в своих познаниях они передают нам опыт, духовный, который сами прошли и нам в удобном для восприятия виде предложили.
Люди отличаются друг от друга, мы это знаем и понимаем, осознаем, поскольку каждый человек – это индивидуальность, неповторимость. Каждый из нас имеет право на мнение, на мысль. Мы по-разному думаем. Соберется пять-десять человек, выскажутся, может, каких-то идей будут придерживаться все вместе, но каждый будет излагать свою мысль по-своему. Святые, которые познали Бога, они тоже предлагали свой опыт по-своему, и не каждый человек находит в их опыте, скажем, близкое своему духу. Бывает, читает человек книгу, духовную, и не совсем понимает, а другую читает – настолько она ему близка, понятна, доступна. Читал бы, читал бы ее и перечитывал. Вот эта разность – отличительная особенность мыслей святых – не говорит о том, что они были в заблуждении или что кто-то из них был в большем познании Бога. Каждый познал Бога в меру своего восприятия. Если образно представить, что мы сосуды Божии, и в нас вмещена благодать Божия, то каждый вместит в себе столько, сколько он может. Кто-то – сосуд маленький и драгоценный, кто-то – менее драгоценный, но большой. И каждому по его природе Господь дает возможность познать Бога. Никто из нас не может сказать: «Мой такой сосуд, никчемный, что я не могу воспринять в себе Бога» – это будет обман. Потому что мы являемся храмами Божиими и по свидетельству Священного Писания должны носить в себе Дух Святой, ту благодать, которую Господь нам предлагает. И вот святые, они по-разному исповедовали Бога. Есть те, которые близки нам, они же и советуют выбирать себе по духу, читать близкие к восприятию духовные поучения.
Мы сталкиваемся с рядом проблем, возникающих в современном мире и очень часто не находим поддержку среди живущих и подобных нам. Но мы можем всегда найти поддержку у людей, которые опытно познали Бога, правильно воспитывали себя и других людей. Вот современный, актуальный вопрос у нас сегодня возникает: как воспитывать своих детей? Опять же, казалось бы, такая житейская проблема в современном мире. Она уже и ранее озвучена была в те далекие времена, когда христианство нашло свое применение, люди жили по заповедям Божиим. Казалось бы, люди, жившие в пустыне, а они передают нам опыт, как правильно должно любить Бога, своих детей, как правильно их воспитывать. Мы находим там неоценимый кладезь духовной мудрости. Бывает, мысль какая-то прозвучала, ее понимаешь, а годы проходят, и снова ее воспринимаешь как-то по-своему, что-то большее и новое нам открывается. Если касаться этой проблемы воспитания наших детей, то мы в святых отцах можем найти поучение. Иоанн Златоуст говорит: «Воспитание – есть искусство из искусств», что это не так все просто, что оно требует христианского терпения и смирения, глубокого понимания тех же самых сущностей детей. Чтобы их понять, нам надо стать близкими по их природе.
Можно взять такой образ из природы – насекомый мир, да? Вот, кто о них задумывается? Проходим мимо, если вдруг заметим какую-то букашку, можем остановить внимание, но глубокого познания об этом нет. Есть научная среда, которая берет предметом изучения мир насекомых и тщательно изучает, распределяет по родам и пытается вникнуть. Это люди, которые посвящают всю свою жизнь для этого познания. Мы, простые люди, если вникнем в суть этого дела, природы насекомого мира, который мал по своим размерам, то нам уже будет жалко нанести им ущерб. Можно взять в пример святого Паисия Святогорца. Он сам описывает, что было время, когда он позволял себе задавить муху и не огорчаться. Но однажды он раздавил муху и стал ее рассматривать и увидел, как она, бедная, в конвульсиях оставляет жизнь. Он настолько проникся состраданием к этому существу, что дал себе обещание: никогда не позволять себе нанести ущерб какому-то насекомому. И он выполнил это обещание: до конца своей жизни, не позволил себе кого-то задавить. То же самое и в нашей среде. Чтобы понять человека, нам надо вникнуть в суть его природы. Чтобы понять детей, надо посмотреть глазами этих детей, стать подобными им, быть другом, а не в качестве наставника: «ты должен», «ты обязан слушаться», «ты должен слушаться», – и нажимать, давить на свободу человека.
Мы с вами, живя в советское время, неправильно были воспитаны. Да, должна быть требовательность, поддержание дисциплины, но это должно быть с любовью. Не можем мы, христиане, взять принципы воспитания у людей, которые жили без Бога, у которых главными были совершенно другие цели, ценности. В советское время жили, и там надо было поднять личность человека и сказать: «Он гордый человек!», «Он может гордиться!», «Я могу защитить себя, постоять за свое достоинство», человеческое, да? А по-христиански совершенно оказывается по-другому: что он должен познать свою природу, узнать себя настолько глубоко, чтобы узнать в себе греховность, слабости и достоинства человека. Что можно нам выставить напоказ людям, какой-то опыт жизни, и что можно было бы скрыть от глаз людей, чтобы не поддаться соблазну гордости, самовлюбленности и самодовольства. Вот эти все тонкости духовной жизни и вообще просто жизни, обыденной, человека мы можем найти у святых отцов. Они являются для нас тем эталоном, который поможет нам жить. Осталось для нас только раскрыть книгу и посмотреть, чему они учили. Святой Иоанн Кронштадтский, общественный человек, каждый день среди людей, тысячи его окружали. Казалось бы, чему он может научить в таком суетном состоянии? А он говорит «Храни ум свой в чистоте». То есть человек приспособился к среде так, что сумел и среди людей быть и ум свой хранить в чистоте через молитву, через богообщение.
Нам кажется, живем среди людей – какое там угождение Богу? Суета, заботы, проблемы, решение задач, на все это уходит время. А не так. Оказывается, святые отцы нашли такой путь, удобный, чтобы и среди людей быть и душу свою соблюдать в чистоте. Заботы иметь и о своих духовных чадах или о своих родных чадах не забывать. И на все находилось время, потому что было правильное восприятие этой жизни. Они не достигли этого в силу своих каких-то человеческих качеств, а в силу благодати Божией, которая действовала в них и помогала им смотреть на окружающий мир. Я хочу, чтобы вы привлекли свое внимание к своей душе, к своей духовной жизни и постарались сравнить ее с жизнью святых угодников. Насколько мы сопоставимы с ними? Насколько мы близки тому духу, который они имели. Если мы далеки, значит, есть над чем работать. Не надо отчаиваться, унывать – надо брать и делать. Посмотрите, какие наши годы? Среди людей, стоящих, есть те, кто уже перешли порог тридцати-сорока лет. Сколько человек сейчас живет? Шестьдесят-семьдесят –среднестатистическая продолжительность жизни человека. Немногие из нас доживут до восьмидесяти-девяноста лет. Время, которое упущено для духовной жизни, для своей души – оно уже безвозвратно. Мы не вернем и ничего не исправим. А вот то время, которое у нас осталось, оно очень короткое и мы должны использовать его правильно. Да, есть вопросы. На эти вопросы мы можем найти ответы у святых отцов, которые подскажут нам, как жить и как поступать. За короткий период времени мы сможем с Божией помощью много-много чего сделать. Аминь!