Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня во время богослужения мы слышали евангельскую историю о законнике, который спросил у Христа, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Он же сказал ему: “В законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же” (Лк. 10, 25–37).
Вот такая интересная притча, мораль которой учит нас правильно относится к ближним. Мы ведь тоже задаемся извечным вопросом, что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь. И все, что мы делаем, мы делаем, в принципе, для вечной жизни. Мы приходим в храм, молимся, причащаемся, исповедуемся, совершаем молитвенное правило, постимся. Все это делаем только ради одной цели – наследовать вечную жизнь. Но, странно, что в Евангелии почему-то не упоминается, что для того, чтобы наследовать вечную жизнь, нужно соблюдать все вот эти правила. Господь говорит: “Возлюби Бога своего всем сердцем. И ближнего своего, как самого себя. И наследуешь жизнь вечную”. Это ставится во внимание всем и каждому.
А вот к ближнему мы можем по-разному относиться. У нас есть несколько категорий близких людей. Одна из категорий – это категория привычных для нас людей. Это родственники, люди, которых мы родили, о которых мы заботимся, всю свою жизнь за них переживаем, и, конечно же, соответственно, делаем для них все наилучшим образом. Но Господь под ближним подразумевал совершенно другого, незнакомого человека. И это уже другая категория ближних.
Есть люди, которые менее привычны для нас. Мы с ними встречаемся каждый день, но не особо считаем их ближними, потому что не близки с ними по интересам. Нам с ними даже не о чем поговорить. Мы встречаемся, обменяемся приветствиями, в лучшем случае, обменяемся словами о чем-то неважном, и на этом общение прекращается. Если же этому человеку необходимо будет оказать какую-то помощь, то мы еще и несколько раз подумаем, стоит ли это делать, если мы его едва-едва знаем. Но даже и это не тот ближний из причти.
Есть еще другая категория ближних. Это люди, которых мы вообще не знаем и видим первый раз в жизни. По уже установленной поведенческой привычке, мы проходим мимо таких людей. И, согласитесь, таких людей очень много. Мы идем по улицам и проспектам, мы едем в многолюдном транспорте и все время перед глазами мелькают разные люди. Старые и молодые, умные и красивые. Наше внимание привлекают люди красиво и богато одетые. Особенно мы обращаем внимание на каких-то высокопоставленных людей, от которых зависит каким-то образом наша участь или карьерный рост. Мы тогда уделяем таким людям очень большое внимание и считаем это нормальным. Но многие люди вне нашего поля зрения и выгоды чаще всего остаются нами незамеченными. В лучшем случае мы не желаем им зла. Так вот ближний, которого Господь подразумевает в этой притче, это тот человек, на кого мы обычно не обращаем внимания.
Но, давайте посмотрим на это несколько по-другому. На Бога мы обычно смотрим как на отдельное существо. Нам кажется, что Он где-то там, на какой-то отдаленной дистанции. Мы, когда молимся Ему, то обращаем свое внимание или на иконы, или куда-то вдаль, на небо. Это нам привычно. А ведь Бог во всем! Представьте себе, что Бог проникает в каждую сущность на этой земле. Он во всем и в каждом. Когда Господь говорит, что помогая кому-то из малых сих, вы помогаете Ему, то это означает, что Он в каждом человеке. То есть благость, которая решает нашу вечную участь, находится в каждом. Это не зависит ни от его положения, ни от его национальности, ни от его склонностей, привязанностей и интересов. Может нам он и не интересен, но в нем есть Бог. Более того, Господь существует даже в мелких существах животного и природного мира. Он проникает везде и через Него создан весь мир. Он в дереве, Он в цветочке, Он в бабочке, Он во всем! Не получится ли так, что переступая через кого-то, мы переступаем через эту благость Божию?
Если мы не увидели красоту человека и плюнули на него, потому что нам он не интересен и от него нет никакой особенной пользы, то я скажу ему что-нибудь хорошее, а если не полезен, то я пройду мимо, а иногда может, хотя бы поздороваюсь. Вот о чем речь. Я не исключаю и категорию самих близких, которых мы привыкли унижать, обижать и говорить им всякие гадости, потому что это наша собственность. Да, и мы позволяем себе такое, потому что считаем, что они наша собственность. Значит, я могу поступить как угодно со своим ребенком, я могу обидеть своего мужа или жену, потому что они являются моей собственностью, и я могу позволить себе такое отношение. Так знайте, что обидев их – мы обижаем Бога. Кто бы он ни был. Очень близкий, или совершенно незнакомый человек. Всегда помните - в нем есть Бог!
Это не метафорично. Это в прямом смысле этого слова! В каждом из нас есть Бог. Если мы пройдем мимо, и не проявим какого-то добра и тепла, значит, мы прошли мимо Самого Бога. Значит, мы проходим мимо своей вечности. Тогда эта вечность, и эта блаженная жизнь в Боге, кажется нам непонятной и недосягаемой. Это, действительно, правда для тех людей, которые переступают через все, и, простите, “плюют ”на все. Они далеки от вечности. Поэтому им не присуще радоваться, любить, творить добро. Этот человек просто сам в себе. Его жизнь только в самом себе, и, в лучшем случае, еще остался кто-то, кого он уважает и любит. И это в лучшем случае. А при худшем исходе он любит только одного себя. Он никого больше не признает, он считает, что только он всегда прав, и вообще только он молодец, а все остальное не удостаивается его внимания. Вот эта страшная болезнь человека проявилась и в священнике, и в левите, прошедшим мимо иудея. Эта притча всех времен! И она касается каждого из нас.
Потому очень важно переосмыслить свою жизнь и поменять свое отношение к ближнему. Я еще раз повторюсь, что ближний - это все что нас окружает и все что в зоне нашей досягаемости. Все что мы видим вокруг себя – все благость Божия! Мы за все должны благодарить Господа и относится ко всему с трепетом и благоговением. Если мы выстроим к этому правильное отношение, то мы уже здесь вступим на порог вечности. Тогда нам будет хорошо! Всегда, при любых условиях, и с любыми людьми, какими бы они ни были. Потому что мы видим через них Бога.
Поэтому, пожалуйста, задумайтесь над этим и сделайте для себя правильные выводы. Лучше поменяйте отношение к этому уже сейчас. Ведь некоторые поймут эти вещи после смерти, а некоторые еще до смерти. Выбор за вами, когда понять где эта вечность и где Бог. Сейчас или потом? В чем да поможет вам всем Господь. Аминь.