Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня и с попразднством Успения Пресвятой Богородицы. В нашем храме все свидетельствует о великом празднике. Это и благолепие убранства, и красота цветов, и праздничное богослужение. Мы входим в радость этого праздника, понимая всю его глубину. А глубина его в том, что Пресвятая Богородица пришла в этот мир ради спасения рода человеческого и стала главизной нашего спасения, то есть началом нашего спасения. Богородица понесла за собой жизненный труд, который привел нас всех к спасению. От осознания этого в наших сердцах возникает признательность к Богородице и ко Христу Спасителю, Которые пришли для того, чтобы спасти род человеческий.
За сегодняшним богослужением мы слышали евангельское повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил бесноватого. До этого и ученики пытались это сделать неоднократно. Когда вновь пришли к нему за помощью он произнес такие нелестные слова: «О, роде неверный и развращенный! Доколе буду терпеть вас!» И по Его слову бесноватый исцелился. Уже потом наедине ученики спросили своего Божественного Учителя о том, почему у них не получилось исцелить этого человека. Господь отметил их неверие и сказал, что: «Если бы имели веру хотя бы с зерно горчичное, которое меньше всех семян, то могли бы и горы переставлять» (ср. Мф. 17:18)
Мы, к сожалению, не все обладаем такой крепкой верой, чтобы передвигать горы, исцелять бесноватых, и творить великие чудеса. Но наша вера, так или иначе, все равно присутствует в наших сердцах, и мы не должны умалять ее значение. Мы верим в Бога, мы верим в Пресвятую Богородицу, в святых угодников, в Ангелов Божиих, живущих в небесах, и в нашего Ангела-Хранителя, который сопутствует нам по жизни, чтобы привести нас к вечным селениям. Все это присутствует в нашей жизни, и мы это, действительно, признаем. Мы верим, что незримый мир вокруг нас существует. Этому есть много доказательств.
А в трудные минуты своей жизни мы обращаемся к Богу, но не всегда получаем просимое. Этому есть причины. Одной из причин является то, что то, что мы просим не угодно Богу. Ведь бывает такое, что мы просим неоднократно, а Господь нас, как будто, не слышит. А причиной этого является то, что наша просьба не сообразна воли Божией. Мы, желая что-то получить, даже не задаемся вопросом о том, насколько это будет угодно Богу. Это основная причина. Хотя, вроде бы, в наших просьбах и нет ничего плохого. Допустим, желание быть здоровым, красивым, иметь здоровых детей, получить определенные блага, чтобы не испытывать крайнюю нужду. В этом, действительно, нет ничего плохого. Но бывает, что мы к этому не готовы. Потому что некоторые материальные блага могут усиливать наше внутреннее состояние. Что я имею в виду?
Допустим, человек безответственен и не умеет правильно распорядиться материальными благами, то, в этом случае, присутствие в его жизни денег может ему повредить, потому что усилит в нем эту безответственность. А если человек хочет из чувства сострадания и во благо других людей нечто приобрести, и это становится частью его внутренней сущности, то присутствие материальных благ усилит в нем это чувство, и он станет еще более сострадательным, и деньги, которые попадут к нему, не будут ему во вред. Поэтому Господь смотрит на сердце человека и дает ему ровно столько, сколько он может в себе принять. Это совсем не зависит от дающего. Например, мы ждем повышения по службе и думаем о том, когда же наш начальник проявит к нам некую симпатию. А когда она не приходит, мы испытываем некоторое негодование. Мы думаем о том, что вроде бы и стараемся, и делаем все возможное, а нас не замечают. Так вот в таком случае мы должны понять, что Бог управляет и дающим. Он через некоторого человека может дать желаемое нами только в том случае, когда мы будем к этому готовы. Не зависит от начальника или еще от каких-то людей, на которых мы уповаем, наше благосостояние. Ведь только Бог властен дать нам необходимое. А это произойдет только в том случае, когда мы будем готовы это принять и это послужит нам на пользу.
Есть и другие причины того, почему Господь нас не слышит. Бывает так, что Господь испытывает нашу веру и упражняет нашу душу в таких добродетелях, как терпение и смирение. Он медлит, для того, чтобы мы усилили свои молитвы и дождались просимого. Вы знаете, в таких случаях человек обычно чувствует, что Бог его слышит. Он, конечно, может не понимать и не осознавать всего, и не находить ответа на вопросы о том, почему так происходит. Но он все равно чувствует, что Бог его слышит. Тогда в человеке рождается надежда, что рано или поздно Господь даст просимое. И, чаще всего, так и случается.
Есть еще третья причина. Мы сами не верим в то, что то, о чем мы просим, может произойти. И мы сами не можем себе этого позволить. Мы вроде бы и просим, но наша мысль не доверяет тем словам, которые мы произносим в наших молитвах. В таких случаях, человеку очень полезно просить так, как будто он уже благодарит Бога, как об уже свершившейся просьбе. Что я имею в виду? Допустим, вы просите себе здоровья и Божьей помощи, чтобы выжить в этом мире. Можно выразить свою просьбу вот такими словами: “Господи, я благодарю Тебя, что Ты помогаешь мне выжить в столь непростые времена!” Да, это еще и не случилось, а мы уже просим Бога, как о случившемся. Или вы, допустим, можете попросить следующим образом: «Господи, мне так нужна квартира! У меня большая семья и мы испытываем крайнее неудобство от того, что 8 человек живет в однокомнатной квартире. А у меня нет средств купить новое жилье». Но вы можете попросить и другими словами: «Господи, благодарю Тебя, что Ты меня услышал и заботишься о том, чтобы моя семья росла и нашла себе дом, в котором мы будем жить просторно». Вот тогда Господь начинает нам помогать. Это и есть наша вера. Просить, как о случившемся, и с благодарностью.
Я назвал вам три причины, а вы попробуйте найти, в чем ваша причина того, что Господь вас не слышит. Тогда вы сможете подкорректировать немножко свою жизнь. Ведь мы, действительно, можем искать не там и не то, что нам надо. Многое из того, что мы просим, нам в действительности совсем и не нужно. Ведь есть более важные вещи, на которые Господь специально обращает наше внимание. Мы знаем, что для нас очень важны добродетели. А их в себе нужно постоянно упражнять как мышцы. Не бойтесь того, что Господь вас не слышит или медлит при исполнении ваших просьб. Упражняйтесь постоянно. В этом и заключается наше христианство. Оно не заключается в том, чтобы однажды прийти в храм, помолиться и уйти. А в том, чтобы постоянно упражняться. Помните, что какой бы смелой не была ваша просьба, вы не должны ее бояться. Попробуйте пропустить ее сквозь призму вот этих трех причин. Пропустив ее, вы сможете понять, что вам нужно делать и как получить просимое.
Вот так вот все просто! Не надо ничего в своей жизни усложнять. А то мы бывает начинаем обвинять себя в том, что мы недостойны просимого, или, еще чего хуже, начинаем обвинять других людей, которые нам, якобы, помешали и испортили нашу жизнь и т.д. Ни в коем случае не поступайте так безрассудно! Помните, что все, что нам дает Господь, дает нам в меру нашей готовности. Попросите должным образом, как об уже случившемся, и вы обязательно получите все то, что вам необходимо. Пусть Господь, по молитвам Пресвятой Богородицы, услышит вас и даст вам все то, что вам необходимо в этой жизни на благо спасения вашей души. Храни вас всех Господь! Аминь.