Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня у нас двойной праздник: Воскресение Христово, а также Благовещение Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вспоминаются слова Архангела Гавриила, говорящего: «Дух Святой найдет на Тя, и Сила Всевышнего осенит Тя» (Лк. 1:35).
Дух Святой приобщается к каждому человеку, кто вступает на стезю духовной жизни. Есть ещё много замечательных слов Священного Писания, которые побуждают нас и настраивают на духовную жизнь. И сегодняшнее Евангелие тоже нам говорит, что род бесовский изгоняется только молитвой и постом (Мк. 9:17-31). Молились все, молилась Пресвятая Богородица и постилась. Молились угодники Божии, которые между других людей были большими. Пророк Иоанн Креститель – лучший, во все времена человеческого рода, который больше среди прочих людей, Сам Господь Его так именует, – и тот постился и молился в пустыне. Нам Господь тоже повелевает, чтобы мы подвизались к духовной жизни постом и молитвой. Тогда Дух Святой найдет и на нас и освятит всю нашу жизнь.
В этом и есть принцип духовной жизни. Мы молимся, боремся, горим и переплавляемся, и очищаемся в пламени наших искушений, в борьбе. Мы входим в вечную жизнь обновлёнными, очищенными и просвещёнными. В этом вся наша надежда. Нельзя никого исключить, кто хотел бы войти в книгу жизни. Если кто-то скажет, что ему не нужны пост и молитва, тогда будет справедливо ему сказать: «Значит ты не готов и не можешь войти в список книги вечной жизни, потому что туда входят те люди, те чада Божии, которые прошли этот путь духовного очищения».
У нас много праздников в Церкви, которые мы отмечаем, отмечаем своим присутствием, своими молитвами. Это двунадесятые праздники: Господские, Богородичные. Это и великие праздники, такие как Рождество, Пасха Христова. И все эти праздники напоминают нам об этапах духовной жизни. Взять Пресвятую Богородицу. Она пережила пятнадцать ступеней своей жизни, переходя от меньшего к большему. Она шла путём страданий, и мы именуем Её «Большей среди жен», «Пресвятой Богородицей», «Пречистой Девой» и т.д. Мы тоже можем сопоставить нашу жизнь с теми праздниками, которые проходят в течение года. Благовещение Пресвятой Богородицы: Архангел Гавриил благовествовал Ей радостную весть о рождении Спасителя, о Боговочеловечении Сына Божия и этим Матерь Божия получила начало всех остальных праздников. Поэтому в тропаре мы поём: «Днесь спасения нашего главизна». То есть это начало всех начал.
Вспомните свою жизнь, был такой момент, когда некий внутренний голос нам сказал, что есть Бог, есть бессмертная душа, и мы это почувствовали. Мы не видели Бога, но мы почувствовали и увидели Его духовными глазами. В тот момент нам не нужно было никаких доказательств того, что существует мир невидимый, что есть вечная жизнь, что есть Всемогущий Бог, и между нами складывается некая духовная связь. И, почувствовав это, мы пошли. Это было начало нашего спасения. Не просто внутренний голос, не человеческая интуиция, которая подсказала нам о сокровенном и невидимом, таинственном – это был голос Бога. Если хотите, это голос Архангела, или Ангела нашего благовествовал нам о начале новой жизни, которая должна переходить от ступеньки к ступеньке. Потом были и другие, так сказать, предзнаменования, где мы чувствовали рождение, обновление, Воскресение Христово. Казалось бы, какое имеет отношение Воскресение Христово к нам? Господь воскрес, но мы испытываем внутренний восторг, мы чувствуем сами внутреннее обновление, этот пасхальный свет Воскресения Христова, который просвещает человека, обновляет его, делает его чище, лучше, душа его становится более лёгкой и восторженной, радостной.
Так практически все праздники имеют к нам некоторое отношение. Но есть праздники, такие как Воздвижение Креста Господня, память о Его Страстях, где мы также вспоминаем Его страдания. И сейчас время поста, когда пришло время, так сказать, внутренней скорби, внутренней подготовки к Воскресению Христову. Всё это имеет непосредственное отношение к нам! И важно, чтобы мы эту жизнь в церкви сообразовали с нашей собственной жизнью, чтобы каждый праздник имел прямое отношение к нам. Чтобы мы и радовались вместе с Пресвятой Богородицей, и скорбели вместе с Ней, видя страдания Её Божественного Сына. Чтобы мы вместе с апостолами сопереживали тому, что происходит в последние недели земного бытия Иисуса Христа. Чтобы мы сопереживали Церкви.
Тогда у нас устанавливается с Церковью связь. Мы уже не можем без неё. Мы уже думаем, как Церковь, в образе мыслей святоотеческого понимания. Мы уже испытываем чувства и радости, и печали, тоже вместе с нею. Мы становимся её частью, организмом. То есть мы онтологически вместе связаны. Тогда наша жизнь становится более полноценной. Нет этих будней каждый день: работа, дом и ещё какие-то дела, о которых мы каждый день переживаем. Согласитесь, что есть разница: когда мы переживаем в суете о том, о чём можно было бы не то, что не переживать, даже не думать, и то, что переживает Церковь.
Мы пришли сегодня и сопереживаем вместе с Пресвятой Богородицей. Как будто к нам пришёл Архистратиг Божий Гавриил и благовествует нам о спасении рода человеческого. Мы можем вспомнить тот духовный восторг, который когда-то возник у нас в первые дни нашей духовной жизни, когда мы почувствовали Бога. Она почувствовала во чреве Своём Бога, потому что в этот момент произошло, так сказать, Её зачатие. И мы должны почувствовать в себе зачатие Бога. Вспомните эти чувства, это же действительно удивительные минуты, это мгновения, которые мы никогда не забудем – когда мы почувствовали Бога.
Поэтому сопереживать Церкви – это прекрасно. И я призываю, чтобы мы каждый раз, в любые праздники, какие бы они ни были, печальными или радостными, – сопереживали Церкви. Тогда наша душа оживает, она становится более чувствительной, чуткой. Она может не только сопереживать Богу, а потом сопереживать и человеку. Это так становится просто и естественно, что, вроде как иначе и быть не может. Человек скорбит – и я вместе с ним скорблю, он радуется – и я радуюсь. К этому все, дорогие мои, должны стремиться. Аминь.