Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, наряду с воскресным днём мы отмечаем память иконы Божией Матери, именуемой Казанская, которая в XVI веке для русского народа имела большое значение. Во все беды, которые случались в стране, русский человек всегда имел упование на Божию Матерь в виде иконы Божией Матери Казанской.
Всегда приходит мысль: почему именно в иконах Господь оказывает свою помощь, ведь так много иных средств. Это может быть глоток святой воды, и мы часто возлагаем на неё надежды, Святое Причастие, иные Таинства Христовы, святые угодники, священники и другие. Но наряду со всеми этими средствами, через которые дейсвует Сам Бог, особое значение имеют иконы, потому что они являются по учению нашей Православной Церкви окном в вечность. Вы только задумайтесь над этими словами. Нам кажется порой, что вечность так недосягаема, так далека и неопределённа, а тут, оказывается, рукой протянуть – и мы в иконе найдём помощь Божию, Вечного Бога. Не случайно силой этих икон Господь нам оказывает Свою помощь, потому что это случается ради немощи нашей.
Даже когда мы заходим в храм и видим всё его благолепие, это делается ради немощи нашей. В Ветхом Завете, мы знаем, что угодники Божии общались с Ним не посредством каких-то икон или видимых образов. Хоть и был Соломонов храм, всё равно покланялись невидимому Богу и получали помощь в молитвах своих. И когда мы приходим в храм и прикасаемся, и лобызаем икону, то это случается только ради немощи нашей, потому что нам очень тяжело представить образ Бога Живого. Наверное, нам было бы и неполезно увидеть Его таким, какой Он есть на самом деле. Потому что не выдержала бы душа человека.
Господь чаще всего посылает нам скорби. И в этих скорбях мы призываем помощь Божию. Здесь вроде бы как всё логично, да? Человек согрешил, и за свой грех он пострадал. И мы достойны всякого наказания, если грешим. Вы знаете, многие грехи можно было бы исключить, если бы человек был более внимательным к самому себе.
Когда мы строим свою жизнь, и у нас вдруг что-то не получается, кого мы виним в первую очередь? Человека, рядом стоящего. И чем больше скорбь, тем больше наша обида на другого человека. Мы часто говорим: "Всё было бы хорошо, если бы не она". Или жена говорит: "У меня была бы прекрасная семья, если бы муж больше работал". Мы обвиняем других людей и в своём безумии иногда даже обвиняем Бога в том, что Он нам не даёт то, чего нам хочется. Мы обвиняем и священнослужителей. Не получается что-то у нас в духовной жизни, мы говорим: "О, это он виноват. Вот если бы я жил среди старцев, с человеком святой жизни, тогда я бы тоже был высокой духовной жизни, мне было бы от кого поучиться". Вы знаете, как опыт показывает многих подвижников благочестия, не все ученики были достойны своего учителя. Единицы, которые старались подражать своему духовному отцу, а в остальном, чаще всего люди шли и жили своим разумом.
И наш разум иногда бывает безумным и противоречивым, он против наших христианских убеждений. Казалось бы, должны за всё благодарить Бога. Даже если у нас совершаются какие-то падения, ну скажем: "Слава Богу за всё! Какой я есть. Господи, я благодарю Тебя, что я немощный, что я порой недостоин Твоей благости и милосердия. Потерпи на мне". А мы чаще всего говорим: "Господи, ну как Ты можешь так поступать со мной, невежественно? Как Ты можешь мне такое попустить? Я ж ведь хотел как лучше, у меня было доброе намерение, а Ты мне не помог". Вот такое безумие бывает у человека порой, и сам он себе порой противоречит. Я это говорю всё к тому, чтобы мы в случае каких-то критических ситуаций, конфликтных обстоятельств с нашими близкими людьми прежде всего искали причину в самом себе. И разобравшись в себе, мы сможем помочь и другим людям.
Можно привести такой образ, что некоторые люди похожи на наждачку, и в контакте с ним мы всё время причиняем себе какую-то боль. Это ощутимо, и мы стараемся избегать этих людей. Но поймите правильно, что даже эти люди не могут быть всё время такими, очень много сил надо отдавать, чтобы быть всё время злым человеком. Бывают же такие люди, которые просто невыносимы в своём поведении, никто и ничто не может их остановить, они никого не слушают, они сами себе на уме, живут своей волей, грешат и создаются конфликты, бывают даже войны ради только одного человека. Один человек не смог смириться, и происходят тяжёлые бедствия. Даже с этими людьми мы должны с вами выработать такую модель поведения, чтобы сглаживать конфликт.
Видели, наверное, в государственных учреждениях людей, которые являются представителями своей организации? Они пытаются подойти к человеку очень мягко, дипломатично, тактично, чтобы не обидеть его. И когда создаётся конфликт, в банке например, пытаются его сразу же загладить. В этом есть много хорошего, чему мы должны поучиться. Мы должны быть мягкими, для того, чтобы сглаживать эти конфликты и прежде всего обращать внимание на самого себя.
Я помню поучение схиигумена Саввы Псково-Печерского старца, который советовал своим духовным чадам: "Если ты не умеешь владеть собой – становись перед зеркалом и учись говорить с человеком", то есть с самим собой, для того, чтобы выработать в себе даже выражение или жесты своего тела, рук для того, чтобы не обидеть человека. Можете даже поупражняться, подруга с подругой во Христе: "Ты на меня ругайся, а я постараюсь потерпеть. Только выбирай такой момент, когда я буду к этому не готова". Вот она приходит и начинает тебя ругать: "Ты вот такая, ты почему посуду не помыла? Почему плохо помыла?" А тот человек, который выслушивает, следит за своим сердцем: не раздражается ли оно, не гневается ли? И вырабатывает мимику своего лица так, чтобы не обидеть человека.
А знаете, бывает, мы слова не скажем, но так скривим своё лицо, что уже всё без слов понятно: "Отстань от меня и больше меня не трогай, я и видеть тебя не хочу". Это можно сказать только одим выражением лица. Так вот, чтобы подобного не происходило, мы должны с вами упражняться. Духовного в этом ничего нет. Это не выражает нашей духовности, если мы умеем владеть самим собой. Мы живём в этом мире и должны так социализироваться, чтобы быть приятными друг другу, чтобы не создавать этих конфликтных ситуаций. И тогда не будет никакой вражды, не будет никаких войн.
Не думайте, что это должно с неба нам свалиться. Некоторые люди так считают, что если он человек духовный, значит, он не может раздражаться. Вы знаете, есть такой святитель высокой духовной жизни, к сожалению, не помню как его зовут. Он говорил: "Мой единственный недостаток – я раздражаюсь". Понимаете? Даже святые испытывали такое. Некоторые святые унывали. Нам кажется: "Это чуждо для святых людей, они не могут раздражаться, это сама святость, это сама любовь..." В человеке, пока он здесь на земле, может проявляться всё, даже если он духовный человек.
Если мы будем упражняться, правильно себя вести – духовного в этом ничего нет, но мы должны научиться себя вести так, чтобы наше присутствие было для всех приятно: и для христианской среды, и для той среды, которая за дверями нашего храма.
Вот сейчас вы все стоите смиренные, приятно смотреть на вас. Так оставайтесь такими же и там, за дверями. Придите с таким же благостным, добрым, светлым лицом, и вас все полюбят. Не будет никаких войн. Даже в самые критические ситуации любовь побеждает всё. Поэтому такими, как вы сейчас, запомните себя и постарайтесь сохранить это состояние. У нас тогда всё будет хорошо. Тогда и Господь нам будет помогать.
Совсем не обязательно в нашей жизни будут чудотворные иконы. Нам кажется, у нас нет чудотворной иконы, но Сам Бог Чудотворец, и на всяком месте. И Божию Матерь мы можем призвать на всяком месте. Если мы будем хорошими детьми, то Господь нас всегда услышит на любом месте, и без явного присутствия какой-то чудотворной иконы. Хотя, конечно, Господь их посылает, я ещё раз повторю, ради немощи нашей. Мы настолько немощны, что без них уже не можем. Аминь.