Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Поздравляю, дорогие братья и сёстры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами во время службы слышали удивительную историю о самаряныне, которая пошла за водой. Так случилось, что в это время Спаситель со Своими учениками также пришёл к колодцу Иакова.
Эта история удивительна тем, что ни в одном другом из случаев не было такой близости Христа с людьми. Ни одному из них Господь так не открывался, как самаряныне. Помните, Он вопрошал учеников: «За кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков» (Мк. 8:27–28). А апостол Пётр сказал, что «Ты Христос» (Мк. 8:29), и ему Господь отвечает: «Бог-Отец тебе открыл это, не сам ты постиг эту тайну» (Мф.16:17). А тут так всё просто. Самаряныня-грешница, которая жила с пятью мужами оказывается незаконным образом, и тут, обычной женщине Он отвечает: «Я Христос» (Ин.4:26). Так всё просто! И, что интересно, так же просто восприняла она это откровение от Бога и тот час же побежала возвестить об этом людям.
Эта история удивительна ещё и тем, что Господь дал простым людям Себя познать, и они приняли Его. Казалось бы, если бы на этом Евангельская история закончилась, то какая, интересно, была бы история Евангелия? Не было бы Крестных страданий, мучений. Господь открылся, люди приняли – и настало на земле Царство Небесное. Но так получилось, что, конечно, не все приняли Христа. А как было бы хорошо, чтобы они приняли таким же образом.
И мы с вами из числа тех, кто приняли Христа подобно самаряныне. Каждый из нас испил от источника воды жизни и продолжает её пить через Таинства церковные: через Таинство Исповеди, через Таинство Святого Причастия и т. д. До сих пор даём возможность впитывать в себя воду жизни. Тут есть другая сторона: мы не даём возможность той благодати, которую мы принимаем, действовать в нас. Мы верим, что сейчас все, стоящие в храме, освятились. Были грехи, там, сотни, тысячи – всё обнулилось. Вы чисты, вы святы, вот сейчас настало Царство Небесное, вы все святы, вы все в благодати. Осталось сделать так, чтобы вода жизни действовала в нас, чтобы она приняла ту форму действия, которая бы соделала нас источником воды жизни. Но, так случается, что человеческая природа довлеет над нами, и мы не даём возможности действовать в нас духу. Идёт это постоянное противоборство: плоть против дух.
В Ветхом Завете Господь конкретно сказал: «Вы плоть есть» (Быт.), подчеркивая, что они живут законами плоти, законами души, которая такая же, как у животных. Поэтому от животных многие из них не отличались. И Господь жёстко установил закон Десяти Заповедей. Твёрдо. «Не согрешай…» и перечисляет (Втор. 5:6–21). А «око за око»? Убил человека, значит и тебя убьют! Согласитесь, это жёстко, да? Может он случайно убил кого-либо, и всё равно ему грозит смертная казнь.
Господь привнёс в этот закон любовь в Новом Завете. И мы с вами люди Нового Завета, люди, которые покланяются Богу в духе и истине. Мы уже с вами не плоть, мы с вами – дух, животворящий. И этот дух делает нашу жизнь духовной. Этим мы отличаемся от человека прошлых времён. Мы с вами живём новыми законами, и эти законы нельзя вычеркнуть, их нельзя отъять из жизни человека. Если отстраниться от духовной жизни, вычеркнуть из своей жизни слово дух, мы опять же возвращаемся в такое же животное состояние, как это было в Ветхом Завете.
Но если мы такой дорогой ценой искуплены Кровью Христа и имеем в себе этот дух, животворящий, так надо дать возможность, чтобы этот дух вёл нас! Не противоборствовать ему, а, наоборот, ему способствовать. Тогда жизнь человека будет насыщенной, интересной, красивой, потому что в нас уже будет действовать не плоть, а дух.
Уходя из храма, испытайте каждый свою совесть. Попробуйте себя именно в духе. Дайте возможность, чтобы в вас действовала благодать Божия.
Каким образом? Ведь всем свойственно любить. Не скажешь «Мне не дан дар любви, любить я не могу – могу только ненавидеть», нет, мы можем любить. Мы любим своих детей, мы любим своих маму, родственников, братьев, сестёр. Это естественно. А чтобы дать возможность действовать благодати Божией, значит надо расширить круг своих друзей. Сделать, чтобы любовь действовала не только на близкого человека, но и на дальнего, человека, которого первый раз мы встретили. Подойдёт к вам кто-нибудь и скажет: «Подвези меня, пожалуйста, домой». А я ему: «Я бы рад, но времени нет». Так дайте возможность действовать в вас любви! Отстраните свои эти необходимые дела суетные и помогите человеку доехать домой. Не проедьте мимо, но окажите ему помощь. И, смотришь, в следующий раз уже не будет такого противоборства внутри, не будет дискомфорта, вы сделаете это с радостью. Потому что в прошлый раз от доброго дела вы испытали духовное удовлетворение. Вы удовлетворили своему духу. Дух уже в этот момент начинает больше действовать. И так каждый раз, при всякой возможности давайте возможность действовать духу.
Многие из вас живут в городах. Есть люди, которые нуждаются в нашей помощи. Вот нет среди нас инвалидов? Ну, пожилые люди только если. А где наши инвалиды? Где дети из детских домов? Если бы каждый из нас хотя бы раз в полгода взял ребёнка из детского приюта и привёл в храм, представляете, может, судьба человека бы изменилась? А, может быть, и судьба всего мира бы изменилась. Если бы каждый из нас совершил этот скромный поступок. Не обязательно об этом всем говорить и регламентировать: «Я совершил доброе дело, ребёнка привёл – посмотрите!». Хотя, я бы, например, таким человеком похвастался, что в моём приходе, в монастыре человек взял ребёнка, привёз его, там, из Новогрудка, из Минска для того, чтобы поучаствовать в жизни другого человека. И это маленькое счастье, это маленькое мгновение, которое вы испытаете – это и есть духовная жизнь.
Но мы только к ней прикоснулись и отстранились. Попробовали себя в любви и отошли, а тут надо проявить смекалку, духовную. Найти доброе дело. Не ждать, пока оно к тебе прибежит и скажет: «Я здесь, помоги мне, пожалуйста». Нет, вы найдите человека, который нуждается в вашей помощи. Это не значит, что вы должны продать свою квартиру и всё отдать – не готовы мы к этому. Я могу с этим согласиться, на такие жертвы мы не способны. Но есть такая жертва, которая может всем помочь: вам состояться в добре и расширить, углубить своё сердце, а другому человеку поможет, потому, что вы примете участие в материальном смысле, а может даже не в материальном, а в душевном, человеческом отношении. Он скажет: «Да, вот сейчас я понимаю, кто такой христианин, что они действительно живут в любви, что мы им не безразличны». Это и есть жизнь в духе, это и есть то, о чём Господь сказал: «истинные будут поклонники в духе и истине» (Ин.) в том духе, который Господь нам дал в своих заповедях о любви и в той истине, которую Господь нам дал через Бога, через Его благодать. И эта благодать, что интересно, по законам духовным начинает ещё больше действовать не в малой мере, а в большей. Человек хочет так жить, ему нравится творить добро.
Я уверен, что многие из нас хотят творить добро и готовы бы сейчас это сделать, но нам противоборствуют помыслы. Одни говорят: «Ну, ты же устала, ты сейчас отстояла три часа на службе – пойди, отдохни, поспи. Лучше отдохнуть, а потом со свежими силами…» А, оказывается, поспала, встала, а нет никаких сил, настроения нет, и внутри пустота. И вроде бы и на службу сходила, и помолилась, и отдохнула, а внутри пустота…
Я желаю всем вам начать истинную духовную жизнь, в чем да поможет Милосердный Господь! Аминь.