Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В неделю о расслабленном Православная Церковь, совершая богослужение, в Евангельском повествовании вспоминает событие из жизни Иисуса Христа с расслабленным, который находился в Овчей купели и болел на протяжении 38 лет. Господь, проходя мимо, сжалился над этим несчастным человеком и спросил его: ”Хочешь ли быть ты здоров?” ( Ин.5,6). И он ответил Христу: “ Так Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.” (Ин.5,7 ).
Господь сжалился над этим человеком и сказал: “ Встань, возьми постель твою и ходи. “ ( Ин. 5,8). Он послушался Спасителя и исцелился от своей болезни. Это событие произошло в субботу, что послужило причиной смущения среди фарисеев, которые настолько чтили букву закона и для них это было в крайней степени непонятно, что они стали исцеленного останавливать: “Сегодня суббота; не должно тебе брать постели. “ ( Ин. 5,10 ). А он говорит: “ Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи “ ( Ин. 5,11). А поскольку он не знал Его настоящего имени, то и не сказал об этом фарисеям. Потом Иисус встретил его в храме и сказал: “Вот, ты выздоровел; смотри больше не согрешай чтобы не было с тобою чего хуже. “ ( Ин. 5, 14 ). И тот поступил в крайней степени и несправедливо, и безрассудно. Он пошел и рассказал, что исцеливший его есть Иисус Назарянин.( Ин. 5,15) И тогда Христу пришлось избегать гонения от фарисеев.
Эта Евангельская история для нас очень поучительна. Во-первых, мы с вами живем уже в Новом Завете. И живем мы не по букве закона, а по духу. Хотя, конечно, присутствует и закон Божий, который Господь утвердил в 10 заповедях, данных Моисею на святой горе Синай. А в Новом Завете Он дает нам заповеди любви к Богу и ближнему. И на этом зиждется весь закон. Хотя мы видим много отождествленного в этих двух законах. Закон Моисеев учил о том же: не убей, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца своего и мать, не сотвори себе кумира. Эти заповеди говорили в принципе о том же, но Господь подчеркивает закон духовный. Именно на основании любви и по закону любви тот человек, который исцелился, не должен был идти и говорить фарисеям. Но ведь многое из того, что мы получаем в прошлом, пускает в нас глубокие корни. Так и в этом человеке, закон Моисеев и соблюдение буквы, настолько глубоко укоренилось в его сердце, что он иначе, вроде бы как, поступить и не мог. И, справедливости ради, надо заметить, что, наверное, можно и оправдать этого человека, потому что он был так научен.
Но мы с вами люди, которые родились в Новом Завете. В наших сердцах укоренились правила и законы любви. И нам, конечно, в этом случае должно поступать не столько по закону буквы, сколько по закону любви. И как часто встречаются такие моменты, когда многие из нас уподобляются ветхому человеку. Мы часто держимся за закон и тем самым оправдываемся тем, что так должно быть. Хотя мы этому и не научены, но у нас есть тяготение вот этой человеческой природы к этому закону, к правилам, к нормам. И, порою, человек, соблюдая букву закона, отклоняется от самого важного – закона любви. В чем это проявляется? Это, например, наше молитвенное правило, рабами которого мы часто становимся. Если вдруг так случилось, что нас что-то отвлекло – мы часто огорчаемся и внутренне переживаем, что не успели совершить молитвенное правило. Нас не столько смущает мысль, что мы, например, обидели человека. Мы считаем, что так поступают все и в этом нет ничего страшного: “Я же по справедливости обидел.“ И по этому поводу мы переживаем в течение очень короткого времени. Но, когда мы переживаем за свое молитвенное правило, то можем думать об этом целый день: “ Как так случилось, что я не совершил своего молитвенного правила?! “. И думаем, как же нам найти свободное время, чтобы совершить свое молитвенное правило. Вам это ничего не напоминает?
А когда мы, соблюдая букву закона, придерживаемся порой даже святоотеческого мнения и, услышав только одного святого отца, считаем, что: “ Вот, где она истина! “. Но если бы мы были более образованны и более внимательны к учению святых отцов, то мы бы увидели, по этому поводу, несколько других мнений. И это мнение принадлежит также святым отцам, которые по-другому рассуждали. Например, в нынешнее время, даже среди священников бывают такие случаи, когда они жестко наказывают людей, нарушающих какие-то правила к Причастию. Допустим, по церковным правилам надо поститься неделю, а человек попостился 3 дня. Приходит он в храм, а священник ему говорит: “ Нет, ты не должен причащаться, потому что неделю надо поститься», или наоборот, « 3 дня надо попоститься, и не иначе…» А бывает, что есть люди, которые согрешили тяжелыми грехами и им запрещают приступать к Причастию на 20 лет: “Hе причащайся “ – говорит: “20 лет “. Так давайте будем соблюдать все правила! Но ведь они были написаны в то время, понимаете?
Сейчас, в виду последнего положения человека, и болезни, и вообще всего окружающего, я считаю, что мы не способны поститься неделю, чтобы причаститься Святых Тайн. И это правило в настоящее время для современного человека будет обременительно. Так что, мы будем придерживаться этого правила, или, все – таки, будем смотреть и взвешивать все обстоятельства, которые сопровождают современного человека? И поэтому, святые отцы в православии, на первое место ставили не какую-либо добродетель, а рассуждение. Духовное рассуждение, которое помогает человеку в любое время и при любых обстоятельствах принимать правильные решения не просто по закону буквы и по правилам, которые были написаны 2 тысячи лет назад, а сейчас.
Сегодня мы видим в церковной среде смущение и возмущение по поводу причащения Святых Таинств Христовых. Да, так случилось, что этот мир заболел: умирают десятки, сотни, тысячи людей. Мы могли бы поступить по букве закона: “ Причащаем с помощью лжицы - и не иначе! “. Но если мы посмотрим в прошлое, то найдем в истории и такие случаи, когда Церковь со всеми ее Соборами шла в соответствии со временем. Не раболепствуя духу времени, а духовно рассуждая и уступая человеку в определенные тяжелые минуты его жизни. И я задался мыслью: “ Ну, как вот причащать, чтобы обезопасить человека? Чтобы он не заразился? “.
Я стал искать в церковной литературе у наших ученых мужей, которые писали богословские и исторические труды и нашел, что, действительно, было время, когда в 3-4 веке причащали таким вот образом, как мы сегодня. Проходили Соборы, они что-то меняли и появлялись различные уступки. Было время, когда причащали именно таким образом: принимали частичку тела и крови Христовой от рук священника. Потом впоследствии наступило время, когда стали причащать от Чаши, но больных все равно позволяли причащать от рук священника. Понимаете? То есть, идет модернизация Церкви, и мы приспосабливаемся, чтобы это было удобно. Мы находим удобным брать Чашу и причащать лжицей. Это быстрее и экономит время. В этом и заключается удобство. И вот мы к этому привыкли и считаем, что это и есть закон. Но этот закон формировался в течении какого-то длительного времени и он не произошел от Апостолов. А в катакомбной Церкви первого десятилетия каждого человека причащали от маленькой Чаши. Сколько человек, столько было и Чаш. А понятия о лжице вообще не было. Это вообще появилось в 5-6 веке. Понимаете?
Были разные времена и Церковь приспосабливалась к событиям, которые происходили тогда. Ведь люди же и болели, и моры были, и умирали тоже тысячами. Но вот, случилось так, что у нас не стандартная ситуация. Почему мы в ней не должны проявить свою духовную рассудительность, почему мы должны придерживаться только буквы закона? “И не дай Бог…“ Все ужаснулись, когда узнали, что у нас тут причащают таким образом. И, смотришь, уже человека нет. Не приехал. Это его смущает.
Поэтому, я вас прошу, пожалуйста, старайтесь смотреть сквозь призму не закона и буквы, а по закону духа и духовного рассуждения. Я согласен, что не каждый обладает этими качествами, но мы можем спросить у других, кто ими обладает, у кого есть дар Божий. Мы можем спрашивать, мы можем интересоваться и, если это не противоречит святоотеческому учению и Евангельскому духу, мы можем что-то в этой жизни менять. И этим мы перед Богом не погрешаем.
Так давайте, дорогие друзья, будем жить по закону любви! А любовь - она все покрывает. Так учили нас Святые Отцы. И если мы вдруг уже отошли от этого закона, то не будем переживать, а будем благодарить Бога за все и не лишаться духовной радости. Аминь.