Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с праздником воскресного дня!
Сегодня мы во время службы слышали Евангелие от Матфея, который благовествует о жизни Спасителя. Так при озере Генисаретском Он пошёл по водам в присутствии учеников. Увидев Его, они убоялись, подумав, что это дух идёт. Интересно, что после увиденного апостол Павел по повелению Христа Спасителя тоже пошёл по водам. И не случайно Господь уподоблял его веру камню, на котором Он в последствии созиждет Свою Святую Церковь. Но по слабости человеческой апостол Пётр стал сомневаться и тонуть, и тут Господь протянул ему руку (Мф. 14:22-34). И ещё одно свидетельство о Христе, по слову Которого засохла смоковница: увиденное удивило учеников, и им Господь ответил, что "Если будете иметь веру, – указывая на гору сказал, – и горе сей скажете, ввергнись в море – она послушает вас" (Мф. 21:18-22).
Всё это и многое другое в Евангелии укрепляет нас в вере и напоминает о том, что наша вера зиждется на учении Христа. Но мы по-разному воспринимаем свою веру. Знаете, это как человек, который имеет, например, хороший автомобиль. Купил он себе автомобиль и, не разобравшись, поехал на ней. У него там много всяких функций, а он знает только немногие из них – не умеет управлять. Это очень похоже на то, что наша вера – дар Божий, этот уникальный инструмент, которым можно пользоваться в течение всей нашей жизни, а мы не умеем им пользоваться. У нас какое-то примитивное к нему отношение. И когда мы говорим о вере Христа, это подразумевает собой только ряд каких-то функций поведения человека. Например, верит в Бога, значит, должен молиться; верит в Бога, значит, приходит в храм; верит в Бога, должен участвовать в Таинствах Церковных, а вот всё остальное какое-то такое отдалённое и недосягаемое. Мы испытываем тягость и забываем о своей вере, какое-то искушение тяжкое, и мы начинаем роптать на Христа. Появилась смертельная болезнь, мы впали в отчаяние. Казалось бы, ну где тогда вера?
Сейчас многие болеют. Согласитесь, что бич нашего времени – это онкология. А вы знаете, что эти люди по-другому мыслят после того, как они начали умирать? Они по-другому смотрят на жизнь. Они начинают осознавать, что им осталось очень мало времени, что очень многое надо успеть ещё сделать.
Но если человек не имеет веры, то чаще всего он падает духом, отчаивается, и оставшаяся его жизнь в болезнях, протекает, как у несчастного человека, и на смерть он смотрит, как на какое-то трагическое явление, хотя смерть для христианина, для верующего человека, это приобретение. Апостол Павел говорит: "Смерть для меня – приобретение" (Фил. 1:21). Не нужно бояться смерти, хотя, чисто по-человечески, мы можем бояться этого перехода, потому что переходим в неизвестность. Но вера помогает нам воспринять смерть как должное, как жизнь и многое другое.
Мы пытаемся поставить на ноги новое поколение. У каждого есть дети и внуки. И мы уже начинаем мыслить рационально, не по вере, а рационально: "Как же этому молодому человеку выжить в современном обществе?" И мы начинаем рассуждать: "Нужно, чтобы он, отучившись, мог получить средства для существования. Значит, такая должна быть профессия, которая бы давала ему хорошее положение в обществе и средства для выживания, деньги". Посмотрите, как много врачей? А когда начинаешь узнавать, что они пошли не по призванию, а потому что это выгодное, привилегированное положение, которое предполагает само по себе хорошее положение в обществе, уважительное отношение к себе и многое другое. Потом у нас появились программисты, сидишь себе при компьютере и создаёшь программы, которые пользуются спросом, и тебе платят большие деньги. Но всё это проходящее.
И знаете, что обидно? Что человек, который бы жил верой, он бы нашёл своё место. И многие из наших детей, возможно, были бы Пикассо – художниками, но вместо этого стоят хирургами и вместо кистей ножом, скальпелем рисуют на теле человека. А некоторые могли бы быть Моцартами… Но только потому, что мы пытаемся жить в обществе, и родители толкают их на такой образ жизни, мы лишаем возможности наших детей быть самими собой, найти своё место в жизни.
То же самое касается людей, которые не вышли замуж или не женились. Нам кажется, что это трагично, что это что-то такое из ряда вон выходящее, человек несчастлив, не имеет детей. Но он, если верит в Бога, то знает наверняка, что Господь и его ведёт на своё место, где ему должно быть, и где он сможет себя реализовать как человек. Поэтому к людям, которые обладают особенными талантами и не развивают себя, приходит однажды разочарование: учился десять лет, получил работу, всё было хорошо, он получал деньги большие, а потом вдруг почувствовал, что ему это надоело, ему не нравится эта работа, что у него есть склонность к музыке, что у него есть какое-то творческое внутри начало, что он любит создавать, понимаете? А не лечить, он любит создавать, у него творческая натура, тонкая, которая очень чувствует музыку и тому подобное. И в этом наше заблуждение.
Мы с вами уже прошли этот путь и многие из нас не стали, кем должны были стать, к сожалению. Но мы не должны вести за собой то поколение, которое мы пытаемся поставить на ноги и указать им путь. Вы должны быть очень внимательными к их талантам и дать возможность им развиваться, чтобы они состоялись. И вы знаете, эти люди проживут, пусть может, не самыми богатыми людьми на этой земле, но они проживут счастливыми. Поэтому я прошу вас задуматься над тем, чему мы учим, какую основу полагаем для наших будущих поколений, потомков.
Сегодня, помня об этом, мы, если кто-то уже положил в основании нашу веру, не будем забывать о том, что наша вера – это особый инструмент, которым нужно научиться пользоваться. Он и утешение найдёт в скорбях, и в безвыходном положении – выход. Он и направит. Это и духовное просвещение, которое открывает разум человеку. Он проникает в те глубины, которые недоступны для других людей. Всё это нам даёт вера. Мы как верующие люди, должны об этом помнить и правильно пользоваться тем даром, который Господь нам посылает. Поэтому желаю вам крепости веры Христовой, и чтобы вы научились ею правильно пользоваться. Аминь.