Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Господь наш Иисус Христос ради нас сошел с небес, жил среди подобных нам людей, страдал, воскрес и вознесся на небо. Этот путь Богочеловека к Небесному Отцу является для нас примером жизненного пути от малого к большему, от земного к небесному, от плотского к духовному. Через Вознесение Господне человек увидел во Христе пример возношения души, которая в свое время должна вознестись к Богу. Это действительно так, и мы исповедуем в нашей православной вере, что мы следом за Господом нашим Иисусом Христом должны войти в небесные райские селения.
Сегодня я призываю вас поговорить о том, что доступно нашему пониманию. Есть вещи, которые для нас недоступны. Мы можем рассуждать о них долго, но не совсем понимаем глубину этих вещей. Вот мы говорим, что душа вознесется на небо, но где райские селения понятия не имеем. Святитель Иоанн Златоуст когда-то говорил, что никто не знает, где конкретно на небе находятся райские селения. Мы, конечно, верим в то, что райские селения находятся где-то там. Апостол Павел говорил, что на седьмом небе. Но все же, на каком небе, на третьем, пятом, седьмом или девятом этого никто конкретно не знает.
Поэтому я и призываю вас поговорить о том, что близко нашему пониманию. И, первое, что мы должны понять: мы должны вознестись над собой, над своей плотью, над миром, над дьяволом. Победить его. Все эти вещи для нас доступны, потому что мы живем среди всего этого. И для того, чтобы подниматься по этой лестнице восхождения от земного к небесному, через добродетели Христовы, через заповеди Божии, нам следует совершать правильные вещи. То есть успех этого восхождения, успех внутренних перемен от меньшего к большему, от плотского к духовному зависит от правильности наших поступков. Но в чем правильность наших поступков? Правильный поступок – правдивый поступок.
Но ведь у каждого своя правда. Когда среди людей возникает конфликт, и ты пытаешься проникнуться в суть проблемы, то видишь, что у каждого своя правда и каждый будет отстаивать свою позицию. Если выслушать обе стороны, то ты поймешь, что, в принципе, все правы. Один должен смиряться, другой, справедливости ради, должен оставить какие-то свои интересы. Все, вроде бы, правильно, но для каждого из них, как я уже говорил, будет своя правда. Так в чем же тогда правильность поступков, если у каждого своя правда? Этот извечный вопрос избит и не понят до сих пор. И мы часто не понимаем, как человек должен поступить в том или ином случае, потому что он не понимает что же все-таки правильно.
Ну, давайте, я приведу какой-нибудь пример. Допустим, возьмем сегодняшнюю ситуацию, которая произошла во время совершения Акафиста. Случилось так, что у меня под руками не оказалось прокимна, и я в смущении побежал за ним в алтарь. У меня возникло, вроде бы, справедливое возмущение по этому поводу. Нет, я не обиделся и не оскорбился, но пришел и сделал строгое замечание человеку, который не дал мне прокимен. Этот человек может про себя подумать: «Так ты сам готовься к службе, ты же священник! Взял бы служебник, открыл прокимен и пришел бы себе на акафист! Чего ты меня дергаешь? Прокимен тебе нужен!» Послушаешь его и тоже можно сказать, что он прав. Почему это я должен заставлять других подготовить то, что я должен сделать сам? Но со своей стороны я тоже начинаю рассуждать и у меня своя правда: «Я же сначала исповедовал, потом заменил отца Савватия. У меня даже минутки свободной не было чтобы пойти, найти и открыть этот прокимен, а он стоял, смотрел, и у него было свободное время». Получается, что обе стороны правы. Но один должен смиряться, а другой должен справедливо требовать. Но, все-таки, каждый из нас должен найти свою правильность поступков, а не свое навязывать. Ведь это будет нечестно, если я скажу ему: «Ты должен, ты обязан это сделать!» В этом случае я навязываю ему свое мнение. Но, по сути, и он тоже должен был бы сам поразмыслить, что правильно было бы, конечно, позаботиться о том, чтобы не было никаких пауз, чтоб было все с миром, все спокойно, без каких-то резких движений, без огорчений. И это была бы его правильность решений. А я в свою очередь должен был бы воздержаться от резкого слова.
Я, конечно, могу помнить об этом и переживать и говорить себе: «Так это же неуважение к игумену монастыря и так не должно поступать!». Я могу обидеться и долго носить эту мысль в себе, придумывать как мне отомстить ему. Скажите, это будет правильно? Это будет неправильно! Потому что это причинит боль всем и мне в первую очередь. Причинит боль потому, что я буду об этом думать и потрачу массу сил и энергии, чтобы найти выход из этого положения и выставить себя с положительной стороны. Представляете сколько эмоций, сколько переживаний и сил я отдам для того, чтобы просто забыть это. А можно просто забыть об этом. Можно об этом не думать и уступить, понимая, что в чем-то и я не прав.
И так нужно размышлять о каждой мелочи в нашей жизни. Ведь это, возможно, совсем и не мелочь. Правильность поступка зависит исключительно от нас. И не думайте, как правильно будет с другой стороны - подумайте, как это будет правильно с вашей стороны, чтобы это было справедливо и честно. И, вот тогда, Господь тоже рассудит по-Своему, и, я думаю, что Он станет на сторону человека, который не мыслит зла; который стремиться совершить заповедь Божию и будет стараться делать все возможное, чтобы полюбить, а не ненавидеть.
Все это я говорю к тому, что от этих моментов жизни и правильности выбора зависит наше восхождение к Богу. Победим ли мы себя, станем ли выше, лучше, чище? Ведь неслучайно все возвышенное на земле прославляется. А прославляется потому, что человек превосходит самого себя. Он подбирает слова, он пишет прекрасные стихи о высоких и достойных поступках. И это достойно внимания и уважения и уходит в память народа, в память истории, в память культуры. Все возвышенное остается, а все низменное и приземленное чаще всего попирается, превращается в пыль и забывается.
Поэтому человек должен жить с мыслью о том, чтобы любой свой поступок возвысить. И не важно, каким он будет: большим или маленьким, значительным или не очень. Всякое наше действие требует к себе внимания. Мы всегда можем сделать выбор. И от этого выбора будет зависеть наша жизнь и наше восхождение к Богу. Я призываю каждого из вас пересмотреть свою жизнь, чтобы она стала более возвышенной, честной и искренней. И чтобы мы стремились совершать правильные поступки.
Наше вознесение к Богу не зависит от совершаемых нами молитвенных правил или количества поклонов. Не зависит оно и от наших посещений храма. Нам кажется, что если я пришел в церковь и помолился, то у меня есть шанс. Но шансов не будет, если у нас не будет добрых мыслей. Ведь можно прийти в храм и думать, допустим, о ремонте машины. А можно просто поехать отремонтировать машину, а потом посетить храм и прославить Бога. Я говорю о том, что правильность поступков может быть самая разная. Можно прийти в храм, а дома оставить своего немощного ближнего в постели и стоять и думать: «Как же он там один? Ему же нужна моя помощь и поддержка, а я здесь. И мне, конечно, хорошо, но ему то там без меня плохо!» Как вы думаете, что будет правильнее - остаться в храме или пойти ему помочь? Что Бог больше оценит – наше вот это стояние или помощь по заповеди любви?
Вот в чем правильность поступков! И это в большинстве случаев может расценить сам человек. А Господь взвесит человека, после таких его постоянных выборов, в конце жизни. Я призываю вас, чтобы вы всегда совершали правильные поступки по принципу заповедей Божьих и святоотеческого понимания, чтобы нам войти в славу Небесного Отца. Аминь.