Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Поздравляю, дорогие братья и сестры, с праздником воскресного дня. В этот священный день, здесь и сейчас, мы прославляем своего Творца и Бога, в свете присносущном, потому что мы с вами через Святое Крещение удостоились некоего духовного прозрения. Это зрение прежде всего помогает нам видеть то, чего не видят обычные люди. Посмотрите, когда человек рождается, то он попадает в некий цикл постоянных повторений рождения и смерти. Любой человек, родившись, тотчас же начинает умирать. Это длинный процесс. Его длительность равна двадцати, тридцати или ста годам. Но, так или иначе, мы умрем и это правда. Но умираем мы только телом. А есть дух, который остается бессмертным. Мы с вами должны войти в новую жизнь. Но для того, чтобы пойти по пути духовной жизни к той цели, которую нам предназначил Господь, мы должны прозреть.
Можете представить себе слепого человека? Он не знает куда идет и едва-едва без провожатого может найти путь. Так и мы можем быть слепы. Но важно, чтобы мы пользовались тем зрением, которого нас удостоил Господь. Некоторые люди, оставаясь традиционно православными людьми, к сожалению, остаются незрячими. Что я имею ввиду? Мы часто становимся рабами обрядов и традиций, но теряем суть и смысл нашей духовной жизни. К сожалению, бывает так, что в эту категорию входят люди, которые просто соблюдают букву закона. Мы знаем фарисеев, книжников и саддукеев, которые тоже шли таким путем, соблюдая законы. Да, они были образованными людьми, и, согласитесь, тоже были очень похожи на нас.
Мы тоже много читаем, все понимаем и готовы научить других людей, но только не примером своей собственной жизни. Мы признаем себя часто особенными, всезнающими и не нуждающимися ни в каких советах. Мы перестаем учиться на опыте других людей и становимся, на самом деле, слепыми, не замечая очевидных вещей. Мы не видим того, что нас окружают замечательные люди, которые нуждаются в любви и уважении. Не замечаем чуткости своей души. Можем не замечать даже самого Бога. Все в жизни проходит только через призму своего ума. Такие люди ко всему относятся рационально. Они все взвешивают и анализируют. Но они лишаются такой возможности, чтобы быть очень чуткими к восприятию духовных вещей и видеть то, чего не видят другие люди.
Что это может быть? Например, красота души. Кто из вас может похвастаться тем, что видит красоту души человека. Обычно мы оцениваем человека только по внешнему виду и интеллектуальному развитию. Ну а заметить его душу, и быть чутким к его душе? Духовное зрение, как раз-таки и позволяет нам видеть душу другого человека и ощущать красоту Божьего творения в этом человеке. Тогда человек будет знать путь и куда этот путь ведет. Но идет он по этому пути посредством тех людей, которые с ним сталкиваются. Это как звездочки, на которых он ориентируется. Это как млечный путь, идя по которому, он, не сбившись, найдет свою сторону света.
А теперь вопрос к вам. Каждый ли из нас видит, или мы только думаем, что видим? Есть ли у нас уверенность в том, что мы прозрели и можем отличать черное от белого, или можем видеть в более красочных цветах то, что Господь нам предоставляет? Или может у нас не жизнь, а какая-то черно-белая зебра? А может мы видим только плохое или хорошее и ничего в промежуточной «цветовой» гамме не замечаем? Ответив себе на эти вопросы, мы сможем понимать куда идем, и вообще идем ли мы, или просто стоим на месте. А что же будет дальше? А ведь некоторые люди так и поступают. Они стоят на месте, все зная, понимая и всех поучая, а когда оглядываются назад, то понимают, что еще, в общем-то, и не начинали идти.
Так как же себя проявляет человек, который видит духовно? Это прежде всего человек, который замечает вокруг себя красоту Божьего творения. Он начинает эту красоту ценить, любить, почитать и служить ей. Следующее проявление – это когда человек чувствует Бога и Его присутствие на всяком месте, где бы он ни находился. И еще одно проявление – это когда человек замечает свою бессмертную душу, и движение этой души и своего сердца. Вот три признака, по которым мы можем понять видим мы или нет. А уже благодаря этому зрению, мы чутко воспринимаем свою совесть.
Тогда мы более осознанно понимаем, что она нам говорит. А как совесть обычно говорит? Она ведь не кричит и не мучает человека. Она говорит тихим, кротким, смиренным шепотом: “Сделай так, дорогой. Ты же понимаешь, что это важно для тебя и для других людей” Слышим ли мы голос совести? Ее тихий глас и шепот? Нам с вами все вот эти вопросы нужно поставить на сегодняшнюю повестку дня. Задайте себе эти вопросы и попробуйте ответить на них. Тогда вы в какой-то мере сможете оценить видите вы или нет, куда вы идете, и что в этой жизни вы уже сделали. Кому вы служите? Себе? Или, может, есть такие люди, которые выше всего того, что у вас есть? А ведь есть Бог, который выше всех, окружающих нас материальных благ.
Вот на эти вопросы нам и предстоит ответить. Это очень важно! Потому что без этого понимания, мы не сдвинемся с места. Или же можем двигаться не в том направлении и потом, в конце жизни, придет разочарование. Вроде бы жил, шел, карабкался на какую-то гору, а оказалось не туда…
Дай Бог каждому из вас духовного прозрения. Пусть Господь по этому пути духовного просвещения поможет вам обрести Его вечные блага. Аминь.