Христос Воскресе!
Поздравляю, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником воскресного дня. Сегодня мы с вами слышали очень примечательную историю встречи Иисуса Христа с самаряныней. Эта встреча примечательна тем, что напоминает нам об очевидной истине: Христос есть источник жизни.
Есть и другая очевидная мысль, что многие из нас, осознавая и понимая, что Христос есть жизнь и источник жизни, не всегда от Него питаются. Ведь очень проста мысль и доступна для понимания: Христос – источник жизни. Согласитесь, здесь нет никакой высокой богословской мысли, которая была бы тяжела для восприятия. Что Христос, предвечно рождающийся от Бога Отца, что Он вечен, что родился, прежде чем Он появился и родился здесь на земле – это богословие. И оно порой очень сложно для восприятия, для нашего понимания. Как мог Христос родиться еще прежде, а потом опять воплотиться и остаться Богом? Согласитесь, что тяжела эта мысль для восприятия.
А тут все просто, Господь говорит, «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37), а «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). То есть сам станешь источником жизни, источником этой воды, потому что уже Бог живет в сердце человека, и человек живет в Боге, становясь с Ним одним целым. Смешайте воду с водой и попробуйте ее отделить – это очень сложно, да? Так и душа наша срастворяется с Богом в молитве, становясь с Ним одним целым, и с Отцом, и со Святым Духом. Тогда душа человека наделяется дарами Святого Духа, и все становится просто, доступно, понятно.
Сколько нам нужно потрудиться над собой, чтобы достичь какой-нибудь христианской добродетели, например смирение, очень важное в духовной жизни? Жизни мало. А тут пришел ко Христу, испил воду жизни и приобрел смирение. Это без всякого преувеличения! Господь нас наделяет всем, если мы приходим к Нему с открытым сердцем. Надо понимать, что под водой жизни подразумевается молитва. Молитва, непрестанная, богоугодная, которую мы произносим по святоотеческому преданию в молитве Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Эта молитва наделяет человека всем, если он навыкнет ее произносить на всякое время и на всяком месте. Это опять же напоминает о тех словах, которые Господь произнес самаряныне, что уже нет места, определенного, где можно поклоняться Богу, потому что человек поклоняясь духом, то есть искренне, всем сердцем, с глубоким пониманием того, что он произносит, уже может произносить ее на всяком месте. Где бы мы не находились, чтобы мы не делали, совершая молитву Иисусову, человек покланяется Богу в духе и истине. И в этой молитве человеку открываются духовные глаза, и тогда он видит этот мир, человека и Бога глазами Христа. Эта мысль доступна для человека, мы можем ее найти в святоотеческом наследии. Посмотрите, как рассуждали святые отцы, насколько доступны и просты были их рассуждения, насколько они просто воспринимали в своем сердце Бога и исповедовали Его. Своими словами и делами они доказали, что Господь может быть источником жизни и человек, восприняв Бога, становится источником жизни. Возьмите, всем нам известного, святителя Иоанна Златоуста ¾ это действительно источник мудрости, через которого нам Господь дал великое утешение в его беседах, проповедях и посланиях к народу. Прожил человек не больше сорока лет, а сколько он оставил после себя! Иногда рассуждают: «Почему ему Господь не дал прожить больше – сколько пользы мог принести?!». Господь каждому соразмерил, сколько он должен прожить, сколько он должен принести пользы для Бога и для людей. Если Господь это дерево украсил плодами Святого Духа и мы, питаясь ими, насыщаемся, то этого достаточно для человека.
А сейчас нам должно обратить на себя внимание: насколько часто мы пьем эту воду жизни, насколько часто произносим имя Спасителя Иисуса Христа, насыщая свою душу. Сейчас, как не посмотришь, весь мир находится в депрессии, только она бывает разных форм. Кто-то плохо спит, кто-то много ест, кто-то с головой уходит в компьютер, в телевизор или в какие-то повседневные дела. Переживания, заботы, работа, деньги-деньги, работа, и это без конца. Посмотришь на человека – депрессия. Это говорит о том, что имя Бога в его сердце не произносится, что он питается грязной водой в повседневной жизни, суетой. Вся информация, которой он питается через средства массовой информации, ведь доступно все: захотел узнать, открыл интернет и все увидел, прочитал. Прочитал, а на душе плохо, пусто, на душе смущение, приходит масса всяких мыслей. А виноват человек сам, потому что вместо того, чтобы предать себя, близких своих, дальних и весь мир Богу, мы начинаем во все вникать. Напитаемся этой мутной воды – информации, и потом томимся духом. А могли поступить так, как поступали святые отцы: насыщали каждый день, каждую минуту, каждое мгновение. Они боялись, чтобы взор свой отклонить от чего-нибудь, что отвлекло бы их сердце от Христа. И бывали такие случаи, что подвижник благочестия удалился, уже никого не видит, окошко в небо – и его завесил, чтобы небо его не отвлекало, чтобы птицы не отвлекали его от молитвы к Богу. Представляете, какая была глубокая созерцательная молитва, которая видела Бога, чувствовала Его?! Вот тогда душа насыщается. Нам, конечно, до этого уровня высоко, и может даже не доступно. Но мы можем на всякое время произносить молитву Иисусову без вреда для других каких-то дел. Картошку садим, огород пропалываем, тоже читайте Иисусову молитву. Находитесь в обществе с кем-то, кушаете или работаете, опять же, читайте ее про себя, чтобы никого не смущать. Мы можем читать ее! И душа будет насыщенной, она не будет унывать. Если случится какой-то психологический стресс, то душа наша будет готова к нему и устойчива, спокойно перенесет, что бы с нами не случилось. Деньги у нас украли, в квартиру залезли, обманули или еще что-то, да ради Бога! Это уже не важно, потому что сокровище жизни – Христос, Бог, который насыщает его душу. Ему ничего не жалко, ни времени свободного, ни денег. Все для него мусор, все становится неважным, потому что сокровище его ¾ это Бог. И тогда душа человека успокаивается, потому что входит в единение со своим Творцом. Это значит, что он находит естественное, нормальное состояние своей души. Заметьте, нормальное, естественное состояние души ¾ это быть с Богом, не с мыслью о ком-то, о чем-то, а с Богом, постоянно, несмотря ни на какие обстоятельства. Не удивительно, что уже этот человек засыпает и просыпается с молитвой к Богу. Ему хорошо и спокойно, и душа его счастлива. Вот такого состояния должен искать каждый из нас и это состояние можно назвать поклонением Богу, духом и истиной.
Итак, много у нас поклонников духом и истиной? Я думаю, единицы, которые действительно посвящают свою мысль и сердце Богу. Вот взвесьте себя и рассудите: кому мы кланяемся каждый день, каждый час? О ком мы думаем – тому и покланяемся. Думаем только о детях, значит, покланяемся детям. Культ ¾ это дети. Думаем о строительстве, значит, культ у нас строительство. Думаем еще о чем-то: о деньгах, о переживаниях, о близких своих – Бог у нас становится на втором плане. Тогда даже если бы мы были в колыбели православия, в Иерусалиме, казалось бы все там благодатно, все открыто, жизнь Иисуса Христа, прикоснуться можно чуть ли не к следам от Его ног, а в душе может быть все равно пусто, потому что Бог, Он не в материальном, Он здесь, в наших сердцах.
Хочу себе и вам пожелать этого доброго настроения, расположения души христианской, чтобы мы к этому стремились. Понятно, что мы немощны, что можем на что-то отвлекаться. Но, сколько бы наши мысли не уходили от Бога, мы должны их возвращать и тогда найдем покой своей душе. Аминь!