Вы здесь

Древние иконы Лавришевского храма Успения Богородицы

В феврале 2010 наместник Лавришевского Свято-Елисеевского монастыря игумен Евсевий получил ключи от Лавришевской церкви Успения Божией Матери, ранее бывшей приходской церковью.

Лавришевская церковь построена в 1776 из сосны, из которой никогда не брали смолу, когда она входила в состав униатского второго Лавришевского монастыря. На момент закрытия монастыря в 1836 в нем оставалось 5 насельников.

С 21 декабря 1838 эта церковь стала православной. Поэтому на момент передачи церкви в ней были иконы католические, униатские, православные. Все католические и униатские иконы из храма были удалены и помещены в музей, о котором и пойдет дальнейшее повествование.

Католических икон выставлено две и униатских пять.

1. «Вознесение Богоматери». Вторая половина ХIХ века. Холст, масло. 175 х 132. Алтарная картина выполнена по оригиналу испанского живописца Б.Э.Мурильо, созданному между 1670 – 1680 годами.

Картина находится в собрании Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург). Представленное произведение выполнено на высоком художественном уровне.

2. «Троица Новозаветная (Отечество). 1852. Работа белорусского иконописца. Холст, масло. 89 х 62 (77 х 49).

3. «Спас Нерукотворный». Начало ХХ века. Работа белорусского иконописца. Холст, масло. 84 х 64. На фоне облаков плат с изображением лика Спасителя поддерживает в верхней части ангел. Икона имеет историческое значение.

4. «Богоматерь с Младенцем на полумесяце». 1852. Работа белорусского иконописца. Холст, масло. 88 х 62 (76 х 49).

5. «Положение во гроб». Начало ХХ века. Работа белорусского иконописца. Холст, масло. 130 х 99. На фоне стены из крупных камней изображена сцена положения Христа во гроб. Его тело поддерживают Святые Никодим и Иосиф. На втором плане – Мария Магдалина, Богоматерь и Иоанн Богослов. Картина имеет историческое значение.

6. «Поклонение пастухов». Начало ХХ века. Работа белорусского иконописца. Холст, масло. 75 х 54. На первом плане изображены коленопреклоненные Богоматерь и двое пастухов у ложа младенца Христа.

На земле лежат посох и шляпа одного из них. На втором плане стоят Святой Иосиф и двое беседующих пастухов. На темном небе – Вифлеемская звезда. Картина имеет историческое значение.

7. "Успение Божией Матери". Вторая половина ХVIII века. Работа белорусского художника. Холст. Масло. 161х102 см.

8. "Никола Чудотворец". 1898 г. Москва. Металл, печать. 31x26,5. Поясное изображение благословляющего Николы Чудотворца в митре, с раскрытым Евангелием, по сторонам Христос и Богоматерь, иллюстрирующие чудо в темнице. Декорированы поля, митра, окантовка нимба.

В 1890 - 1891 гг. в России появились фабрики по выпуску хромолитографированных икон на жести. Монополисты - немецкие фирмы в Москве «Жако и Бонакер». Иконы выпускались в огромном количестве и конкурировали с писаными по старой технологии.

9. "Никола Чудотворец". Начало XX в. Работа белорусского иконописца. Дерево, масло. 48,8x40. Святой изображен в интерьере, рядом со столом, покрытым белой скатертью, где находятся алтарный крест, чаша для причастия, накрытая покровцом и раскрытая богослужебная книга.

Святой Никола показан в рост, в священнических одеждах с раскрытым Евангелием. По сторонам изображены Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором, как иллюстрация о чуде в темнице.

10. "Никола Чудотворец". Конец Х1Х-начало XX в. Россия. Дерево, темпера. Оклад - металл, штамповка. 22x17,5x2,2. Икона старообрядческая, выполнена по образцам XVI века.

Живопись высокого качества, тонко прописаны одежды святого. Лик сохранился в общих чертах. Оклад выполнен в технике штамповки начала 20 века.

11. "Богоматерь Иверская". 1896 г. Металл, печать. 31x26,5. Изображение Богоматери отличается повышенной декоративностью, мафорий богато украшен имитацией драгоценных камней. Поля декорированы медальонами и растительным орнаментом.

В 1890 - 1891 гг. в России появились фабрики по выпуску хромолитографированных икон на жести. Монополисты - немецкие фирмы в Москве «Жако и Бонакер». Иконы выпускались в огромном количестве и конкурировали с писаными по старой технологии.

12. "Богоматерь Всепетая с полеосными святыми Стефаном и Евдокией". Конец XIX в. Дерево, темпера. 32x27. Икона старообрядческая, редкий иконографический сюжет. Одежда Богоматери по кайме украшена текстом молитвы «Богородице - Дево радуйся....».

В старообрядческой среде почиталась, как покровительница молодоженов. Характерные иконографические черты - корона у Богоматери и мафорий, украшенный облачками. Особенностью представленной иконы является отсутствие короны и медальоны на одеждах Богоматери с ангельскими ликами.

13. "Дмитрий Солунский". 1890 г. м. Негневичи. Работа белорусского иконописца. Дерево, масло. 33,6x26x2,5. Святой мученик Димитрий изображен поколенно, в доспехах и плаще с крестом в правой руке и копьем в левой.

На обороте в правом нижнем углу надпись:»Принадлежит Негневичской Николаевской церкви. Цена 2 р.20 к. сер.». В верхнем левом углу надпись: «1890 года марта 23 дня м. Негневичи».

14. "Спас Вседержитель". Начало XX в. Россия. Дерево, масло. Киот, позолота. 21x19 (13x10). Поясное изображение благословляющего Спаса Вседержителя, который придерживает в верхней части державу - символ безграничной власти.

Иконописец использовал прием имитации металлического золоченого оклада путем нанесения на фон и одежды серебристой подложки покрытой подцвеченным лаком. Технология характерна для начала XX века.

15. "Усекновенная голова Иоанна Крестителя". Работа белорусского иконописца. Начало XX в. Дерево, масло. 26,5x22,5.

На столе, покрытом красной скатертью - усекновенная голова Иоанна Крестителя на белом блюде. Из левого верхнего угла на нее направлен луч божественного света.