Из истории построения Свято-Успенской церкви
После уничтожения Лаврашева монастыря для управления оставшимися монастырскими владениями создается его правопреемник - православный Лавришевский мужской монастырь в дер. Лавришево: церковь и братский корпус. Церковь стояла на месте нынешней Лавришевской Свято-Успенской церкви. От той церкви сохранились только погреба: продуктовый и мощей.
Церковь та просуществовала с1550 по 1650. Братский корпус стоял на месте ныне существующих жилых домов рядом с церковью.
В связи с первым разделом Польши в 1772 к России отошли Витебская и Могилевская губернии. И оказалось, что на территории Минской и Гродненской губерний униатам противопоставить православию просто нечего, так как они ничего не строили, а старое разрушилось. Поэтому начинается централизованное строительство. И уже к 1776 Лавришевский монастырь построен заново. В состав монастыря входили: братский корпус (стоял в церковной ограде, где памятный знак Елисею Лаврашевскому), церковь (ныне существующая), каменное здание библиотеки и архива (на другой стороне церкви) и вынесенной за ограду колокольни. Но при строительстве братского корпуса была допущена строительная ошибка, и через 60 лет братский корпус разрушился. В 1836 монастырь был упразднен.
21 декабря 1838 был указ о назначении в Лавришевскую Свято-Успенскую церковь первого православного священника Иосифа Арена.
Священники, служившие в Лавришевской церкви
Cохранились церковные отчеты за 1862, 1877 – 1880, выдержки из которых помещены ниже.
Иосиф Якова Арен служил с 21.12.1838 по 1843. Родился в 1790. Учился в Минской католической духовной семинарии, рукоположен в 1816 в викария церкви в д. Вороничи Игуменского уезда. С 1817 администратор церкви в д. Плытники (сегодня д. Плитнинкай в Литве) Ковенского уезда. Похоронен на старом Лавришевском кладбище. Жена - Дорота, родилась в 1792; сыновья: Антоний 1813гр., Иосиф 1818гр., дочь - Ирина 1815гр.
Константин Когачевский служил с 24.01.1843 по 16.05.1848.
Софроний Тимофеев Гахович служил с 10.1848 по 1872. Родился в 1818. рукоположен во священника Еремицкой Вознесенской церкви; с октября 1848 в Лавришевской церкви. С марта 1853 – духовник Любчанского благочиния. С июня 1857 - наставник безмездного Лавришевского училища. В семействе у него: жена- Анна Иерофеева (1827-1915), дети: Надежда (1846), Павел (1848), София (1850), Сын священника. По окончании Минской Духовной Семинарии 4 февраля 1844 Симеон (1855), Наталия (1860), Николай (1862). Жена Анна умерла 24.01.1915г. и похоронена вместе с детями: Надеждой, Симеоном и Софией на старом Лавришевском кладбище.
Александр Ксавериев Горбацевич (1837-1881) служил с 10.09.1872 по1881. Заштатного пономаря сын. По окончании Минской духовной семинарии рукоположен во священника 6 декабря 1863 к Колбчанской церкви Игуменского уезда. 9 июня 1864 перемещен к Городищенской церкви Новогрудского уезда. 10 сентября 1872 г. по прошению перемещен в Лавришевскую церковь. В семействе у него: жена - Надежда Софрониева
(1846-1879) и дети: Елисавета (1866), Мария (1867), Александр (1868-1877),
Евгений (1870), Петр (1873-1878), Иван (1877-1878), Вячеслав (1878). Умер 28 июля 1881, похоронен у алтаря Лавришевской церкви вместе с супругой Надеждой, умершей 5.11.1879г.
Николай Онуфриевич Мочульский (1851-1899) служил с 10.10.1881 по 1899. Сын диакона. По окончании Минской духовной семинарии 20 сентября 1873 назначен учителем Городейского народного училища и законоучителем онаго. В октябре 1874 перемещен на должность учителя к Погостскому народному училищу. В августе 1877 назначен надзирателем Слуцкого Духовного Училища. В ноябре 1879 рукоположен во священника к Алексической церкви Речицкого уезда. В октябре 1881 назначен настоятелем Лавришевской церкви. В семействе у него: жена - Наталия Софрониевна (1861) и дети: Сергий (1883), Леонид (1883-1885), Фотиния (1885). Симеон (1886). Леонид и Симеон похоронены у алтаря Лавришевской церкви. Умер 22 декабря 1899 и похоронен у алтаря Лавришевской церкви.
Петр Томашевский служил с 1904 по 1908.
Сергий Родаковский служил с 1908 по 1914.
Игумен Феодосий служил с 16.06.1924 по 30.03.1927
Михаил Скромнов служил с 1928 по 1929. Род. 4.06.1869, умер 10.9.1929, похоронен у алтаря Лавр.церкви.
Андрей Куц служил с 1929 по 1930.
Иеромонах Иоанн служил с 1931.
Николай Борисов служил c 09.01.1935 по 1947.
Косма Коршун служил с 01.1948 по 21.02.1955 и с 20.08.1971 по 07.1978.
Петр Гоголушко служил с 24.02.1955 по 08.1971. Умер в 1971, похоронен на старом Лавришевом кладбище.
Николай Гайшун служил с 23.07.1978 по 12.1984. Затем иеромонах, игумен Евстратий умер в 06.2010, похоронен в Почаевской Лавре.
Георгий Аркадьевич Марук служил с 20.12.1984 по 26.01.1986.
Ростислав Николаевич Соколовский служил с 12.02.1986 по 07.1990.
Анатолий Игнатьевич Янушко служил с 01.1991 по 02.2000.
Павел Лукашевич служил по 01.10.2000.
Анатолий Герасимук служил с 01.10.2000 по 20.12.2002.
Владимир Войтович служил с 01.01.2003 по 11.2003.
Михаил Михайлович Кушнирчук служил с 11.2003 по 12.2004.
Андрей Льянов служил с 01.2005 по 08.2005.
Николай Косяк служил с 10.2005 по 26.12.2005.
Леонид Васильевич Сень с 26.12.2005
Вадим Кузмич служил по 09.09.2006
Алексей Лавник служил с 09.09.2006 по 02.2010.
10.02.2010 приходская Лавришевская Успенская церковь передана в состав Лавришевского Свято-Елисеевского монастыря.
Особенности устройства и украшения
Взгляд на церковь доктора архитектуры Сергачева С. А. – « Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лавришево была построена во второй половине XVIII в. и представляет собой прекрасный образец деревянного народного зодчества. Ее высокая, стремительно поднимающаяся ввысь крыша с традиционной колокольней над входом, оригинальные переплеты окон сохранили архитектурные образы давних времен. История церкви не исследована, но есть основания полагать, что строили ее в несколько приемов, о чем свидетельствуют сложное сочленение объемов около апсиды и наличие достаточно редкого в других храмах поперечного нефа. Хоры с выразительной балюстрадой из точеных балясин — итог перестроек XIX в., но стены в интерьере все же не были обшиты досками, как это обычно тогда делали».
В инвентаре Лавришевского монастыря за 1824 «Inventar Lauraszava 1824» на польском языке в переводе на белорусский Геннадием Семенчук об Успенской церкви сообщается следующее. « Пры тым кляштары царква пад назвай Небаузяцца (Успення) Найсвяцейшай Маці Божай з бруса на цаглянай падмуроўцы ў выглядзе крыжа, г.зн. з 2 каплічкамі. Коштам ордэну ў 1775 г. збудаваная. Уся пакрыта гонтам і тады ж асвечаная Ягомосцю кс.Мосчэньскім, афіцыялам плябанам царквы рыма-уніяцкай Шчорсаўскай, па распараджэнні яго высокасці Філіпа Валадковіча, мітрапаліта рымска-уніяцкай царквы, біскупа Ўладзімірскага і Брэсцкага. Будынак царквы звычайнай архітэктуры мае даўжыню разам з прысёлкам і прэсбітэрыям локцяў літоўскіх 38, шырынёй пад нефам 15 локцяў, разам з капліцамі - 26, а вышынёй 12 локцяў. 3 пераду фасад без аздобаў... над гзымсам на 4- гранная аснове вежачка, верх якой пакрыты бляхай жэсцянай. На гэтым пастаўлены жалезны крыж, пагнуты бурай. Другай вежачка над прэзбітэрыям, таксама пакрыта жалезнай бляхай з жалезным крыжам ад ветра нахіленым і унутры мае павешаны званок, званы сігнатуркай каля 16 фунтаў вагой.
Пад царквой знаходзяцця 3 мураваныя склепы: адзін з іх служыу калісьці для пахавання цел памерлых, да якога дзверы ўнутры царквы са сходамі. Два служаць для захавання напояў, да іх 3 дзверы з кляштарнага : дзядзінца на завесах і круках».
О первоначальном украшении церкви в том же документе написано следующее. « В той церкве имеется 7 деревянных алтарей, из которых одни в иконостасе, другие на блейтранах, а иные на стенах нарисованы.
Первый алтарь - большой деревянный на 2 локтя от стены отодвинут шириной 4 и ¾ локтя. Состоит из постамента, под мрамор разкрашенного, с четырьмя колоннами. В нише между колоннами алтаря находится образ Успения Богородицы, написанный на холсте, в раме с растительным орнаментом, высотой 2 и 1/2 локтя. Над головой Пресвятой Богородицы находится серебрянная корона. Выше рамы и до потолка находятся 3 скульптурных украшения – три ангела. В нише постамента стоит серебряный крест, а посередине его стеклянный крестик, за которым находятся кусочки от Креста Господня. Рядом с крестом стоят 4 пирамидки и вазы стеклянные для цветов. Светильник цинковый с лампадами. Антиминс, освященный митрополитом Растоцкiм Феодосием в 1791. Ступеней при том алтаре два, покрашенных красным.
От ступений алтаря в сторону середины церкви на расстоянии 5 локтей иконостас деревянный, который имеет посередине царские ворота, открывающиеся в обе стороны. По обоим сторонам от врат по 2 блейтраны, на которых размещаются иконы и раскрашенных под мрамор, высатой 4 и ¾. На верху иконостаса размещаются украшения в виде фигуры Пресвятой Богородицы высотой 1 и 1/2 локтя, по бокам 2 серафима высотой 5 четвертых, там же размещены 2 малых ангела. На царских вратах вырезан растительный орнамент и посеребрен. Там же находятся четыре образа евангелистов, на дереве написанных, в позолоченных рамках высотою 14 цаляў. Выше их два других образа, на дереве написанных, в позолоченных рамках: на одном Пресвятая Богородица, а на другой – архангел Гавриил высотою по ¼ локтя.
Второй алтарь - с правой стороны царских врат, размещен в иконостасе. В том алтаре в нише находится образ Спасителя, на полотне нарисованный, высотой 2 локтя и шириной 1 и ½. Этот образ заслоняется другим, написанным на полотне Преображение Господне такой же высоты и на постаменте установленным. В углублении постамента стоит цинковый крест. Антиминс на полотне с датой 1791, освященный Феодосием Растоцкiм митраполитом.
Третий алтарь - слева от царских врот в иконостасе. В том алтаре в нише находится образ Божией Матери, держащей на руке младенца Иисуса, на полотне нарисованного на доску наклеенный высотой в 2 локтя.
Четвертый алтарь - с правой стороны у стены на блейтране из досок с колоннами в 7 локтей высоты. В том алтаре образ св. Василия Великого на полотне высотой 2 и ¼ локтя и шириной 1 и ¼ локтя, выше круглый в 1 локоть образ св. Феодосия на полотне в рамах белого цвета. Антиминс на полотне c датой 1800, освященный епископом Берасцейскім Ясафатам Булгакам.
Пятый алтарь с левой стороны у стены на блейтране из досок аналогично четвертому алтарю. У том алтаре образ блаславёнага Ясафата (прославленного у греко-католиков в 1643 полоцкого архиепископа Иосафата Кунцевича) на полотне нарисованный высотой в 2 локтя в раме белого цвета. Выше - круглый образ в 1 локоть на полотне св.Онуфрия в белой полированной раме. Антимис с датой 1730, митраполитом Афанасием Шаптицким освященный.
Шестой алтарь в каплице по левой стороне стены церкви. В том алтаре на полотне образ Распятого Иисуса Христа высотой в 2 локтя в полированной белой раме. Вверху на стене - образ «Моление о чаше». Антиминс на полотне с датой 1800, освященный епископом Берасцейскім Ясафатам Булгакам.
Седьмой алтарь в каплице по правой стороне стены церкви. В том алтаре образ св. Николая на полотне в белой полированнной раме высотой в 2 и ¼ локтя. Вверху на стене – большой образ св. Николая. Антиминс с датой 1800, освященный епископом Берасцейскім Ясафатам Булгакам”.
Приписные церкви
В 19 веке к Лавришевской церкви были приписаны четыре церкви на кладбищах:
Лавришевская, где богослужение шло в день Воздвижения Животворящего креста Господня и великомученицы Варвары, построенная в 1797,
Авдеевицкая, построенная в 1867,
Лычицкая, построенная в 1872,
Гнесическая, построенная в 1874.
Из истории советского периода
Церковь сохранилась до сих пор благодаря трем факторам.
Эта церковь никогда не топилась, поэтому больших перепадов температуры и влажности не было.
По Рижскому договору (1920) Лавришевская церковь оказалась на территории Польши до 1939 года.
От послевоенного разорения церковь спасло разумное поведение прихожан, которые в период отсутствия своего священника (1971 – 1978) разрешали служить только священникам из своей деревни.
В 1978 году прихожанка Лавришевской церкви Нина Шестель встречалась с Брежневым Л.И., возглавлявшим тогда Верховный Совет СССР. После чего в церковь был направлен священник Николай Гайшун. Подробности этого уникального события можно узнать из воспоминаний Нины Шестель.
Из воспоминаний бывшей старосты Лавришевской церкви Нины Шестель
Мой брат работал директором Дома отдыха Верховного Совета, который был в Снегирях под Москвой. Туда все депутаты приезжали на субботу и воскресение. Брат каждое лето приезжал домой. Я ему как-то напомнила время, когда он прислуживал священнику в алтаре нашей церкви. На что он ответил: «Нина, ты думаешь, что я как червонную книжку положил в карман, то все забыл и Бога. Ты не думай, что все коммунисты не верят в Бога. Время нас заставляет». Он в частности сказал, что когда у Брежнева умерла мать, то ее отпевал Патриарх Пимен. «Знаю, кто такой Пимен. А ты в эти сказки веришь»- говорю ему. «Я лично ездил за Пименом. Я привозил его домой. Отпевал сам патриарх. Значит, у человека есть вера, но время заставляет и Бог простит...».
Прошло время. А у нас батюшка уже не может служить - человеку трудно. Если умрет батюшка, то будет еще хуже. Просили, писали, в Минск ездили, но никто ничего не давал, не помогал. Я вспомнила слова брата и давай писать. Я писала Брежневу три письма. Но ни ответа, ни привета. Я решила поехать сама. Приехала к брату. Рассказала по какому вопросу приехала. Пошел поговорить. Я поехала на выходные, как раз там Брежнев был. И брат пошел поговорить, и позже рассказывал. Говорит брат Брежневу: « Приехала гостья, и хочет ехать обратно на ночь. Разрешите я отлучусь с работы». Брежнев: «А почему? Если гость, то и меня пригласи». Брат говорит: «С удовольствием». Брежнев: «Лучше вы ко мне придите в гости я люблю белорусов. Я хочу поговорить». И он бегом побежал за мной. Вот таким путем я туда попала.
Я не надеялась на встречу, и переписала брату то, что писала раньше, в надежде, что брат обязательно передаст в руки Брежнева. Но получилось встретиться, и когда я рассказала, то он сказал: «Было бы хорошо, если бы написали мне». Говорю: «У меня есть все написанное». И там основное было написано, что мы хотим штатного священника для своей церкви. Он написал на моем письме в углу «Уполномоченному по делам религии по Гродненской обл. удовлетворить желания верующих» и расписался и все. Я с этой бумагой приехала из Москвы.
Когда я отдала это письмо уполномоченному, то он читал и так волновался, что бумажка эта тряслась. Он перечитал все и сказал: «С любой церкви выбирайте любого священника. И будет служить два раза в своей и два раза у вас». Я сказала, что «мы имеем полное право на священника, чтобы обслуживал нас всегда, когда нам нужно. Мы хотим штатного священника». «Так нет же их»!!! «А вы нам дайте. Нам митрополит даст священника». Поехала оттуда в Минск.
Владыко Филарет сказал: «Будет из-под забора подбирать людей. Но не дадим, чтобы церкви закрывались». Через две недели нам дали священника штатного - Гайшун Николай Тихонович. Из Бобруйска. Ходил на клирос петь. Отец Николай поступил в семинарию и окончил ее. Когда на приходе начались нестроения, он уехал в Почаевскую Лавру, где принял постриг. Стал иеромонахом Евстратием. Умер игумен Евстратий в 2010 в Почаеве.
Незвище, 1872
О событиях, происходивших в урочище Незвище в 1872, можно узнать из http://www.ufo-com.net/publications/art-5088-listaya-archivi.html.
В этой публикации есть один факт (женщина приехала с больным ребенком, а уехала со здоровым), который утверждает божественный характер происходивших событий. А священник Лавришевской церкви Софроний Гахович, проводивший туда крестные ходы, верил в существование преподобного Елисея, и в древний монастырь, и в богоизбранность этого места был сослан в Сибирь.